Lenin Peak (7134м), summer 2019

Пик Ленина. План.

Идея сходить на Пик Ленина у меня возникла сразу после Охоса дель Саладо. Очень мне понравилось на высоте. В более далеких планах было поднятся на Денали на лыжах и Ленин очень подходил, как подготовительный этап. Лыж нет, но с этим у нас и так хорошо, зато есть высота и лагеря на снегу.

На Ленина работают 4 основных компании, которые организуют проживание и сервис в базовых лагерях и выше. Это Аксай Трэвел (Ak-sai Tavel) , Тянь-Шань Трэвел (Tien-shan Travel), Горы Азии (Asia Mountains) и Азия Тревел (Сentral Аsia Тravel). “Стандартный пакет” услуг стоит около 900-1000$ и представляет собой организацию вашей заброски в БЛ и проживание и питание в БЛ и Л1 (стандартное время, примерно 22 дня, +/- 2 дня) и в гостинице в Оше (2 ночи). Цены похожи. Есть еще “Минимальный пакет”, который стоит около 300-350$ и включает в себя оформление пограничных пропусков, трансфер из аэропорта в Оше и проживание на территории лагеря в вашей палатке (туалет и тд). Всякие другие услуги оплачиваются на месте. Это – перевозка груза на лошадях до Лагеря 1 (4200 м) 2 euro или 3$ за 1 кг. Газ: 230 грамм, 1 баллон  8 euro -10$ в БЛ, 9 euro – 10$ в Л1. Аренда высотной палатки на все время – 80-100 euro – 150$. Ночёвка в установленных в Л2 и Л3 высотных палатках – 60$ за палатку 1 ночь. Оплачивать все можно на ваше усмотрение (рубли, доллары, евро, конвертация на момент покупки услуг), но лучше конечно в долларах. Есть еще всякие бонусы типа фирменной футболки, сертификата восхождения и тд.

Расположение компаний в Базовом Лагере не так важно – все лагеря стоят близко друг от друга. А вот в Лагере 1 есть особенности – Аксай Трэвел и Тянь-Шань Трэвел расположены рядом и ближе всего к БЛ, но соответственно дальше от горы. Базовый Лагерь Аксай Трэвел обнесен металлическим забором и стоит на горке. Горы Азии – самая маленькая компания. У них приятный “домашний” БЛ без всяких заборов, очень уютный. Их Л1 расположен чуть подальше от БЛ, зато ближе к леднику, и в низинке, что защищает их от ветра. Азия Тревел – большой очень комфортабельный БЛ. Их Л1 расположен дальше всего от БЛ, но ближние всего к горе. Как оказалось, еще есть пару компаний, которые имеют свои лагеря.

Мы выбрали компанию Горы Азии, и ни разу не пожалели об этом. Во первых у них очень хороший тур оператор, Наталья. Она предоставила ним всю нужную информацию, быстро и чётко отвечала на все наши вопросы. Во вторых, благодаря, Григорию Кочеткову нам дали 10% скидки, и стандартный пакет Ош-Ош нам обошёлся 855$ вместо 950$. Оплатить договорились в $ и по прибытию в Ош.

Ничего особенного из одежды и снаряжения нам покупать не пришлось, все было. Купили только MSR Reactor и мне пуховые штаны. И дополнительный баул на 120л понадежнее нашего, с которым мы путешествовали в Чили на Охос дель Саладо и в Эквадор этой зимой.

22.07.19 Понедельник.

Вылет из Женевы.

Накануне долго собирались. В результате все впихали в 2 баула по 23 кг весом. Даже часть высотой еды, гели, изотоники, савойскую колбасу (не съели накануне) и витаминки. Высотные ботинки одели на себя. Не потому что “вдруг багаж потеряют”, а скорее для облегчения веса багажа. Если багаж потеряют, то одни ботинки все равно не спасут.

Аэрофлот порадовал хорошим сервисом и едой. В Москве у нас была короткая пересадка на пару часов, но все равно успели наесться пельменями, борщем, варенниками с грибами и с вишней и тортиком-медовиком.

В самолёте Москва – Ош уже было много альпинистов из разных стран, которые в первую очередь выделялись модными рюкзаками и обувью – чаще либо высотные ботинки, либо кроки/сандали.

23.07.19 Вторник. День 1.

Прилет в город Ош. Закупки продуктов. Переезд в базовый лагерь (3600 м). 4-5 часов (300 км). Ночевка в БЛ (3600 м).

Самолёт прилетел на час раньше, бывает же. Мы получили наш багаж и вздохнули с облегчением. В аэропорту по прилету нам подарили бесплатные Сим карты 2х типов. Приятно. Наш туроператор нас сразу же нашла на выходе из аэропорта. Ещё с нам забрасывались 2е замечательных ребят, Володя и Света из Харькова. Я думала, что нас по плану отвезу в гостиницу, потом на рынок в Ош, и только завтра мы поедем в базовый лагерь. Но все оказалось проще, мы сразу же решили, что лучше нам ехать прямо в БЛ и не терять время. Заехали по дороге в большой супермаркет, который работает 24 часа, и купили еды. В магазине есть все и хороший выбор. Кроме, конечно же спортпита, гелей, изотоника и тд, но это мы везли из Женевы.

Дорога до БЛ хорошая. Ехали мы часов 5, и в 11 были уже на месте. Дорога красивая, всю вторую половину пути любовались на пик Ленина. В БЛ нас поселили в комфортные 2х местные палатки с матрасиками. Палатки очень большие, жёлтые бочки. В палатке есть розетка и лампочка. Харьковчане оказались нашими соседями. В лагере есть душ, туалет, умывальники, несколько юрт, столовая, кухня. Питание 3х разовое, накормили вкусно. В Базовом лагере есть интернет через сотовый телефон, но для этого нужно подняться на горку. В лагере нас уже ждал заказанный заранее газ, 5 баллонов по 230 г.

Начальника лагеря зовут Евгений.

Высота уже чувствуется. Голова пока не болит, но если быстро пройтись, то дыхание сбивается. После обеда я познакомилась с обитателями нашего лагеря. Мы ещё чуть чуть потормозили и пошли гулять в сторону Луковой поляны вместе с Вовой и Леной.  Вова, который тут был давным давно рассказывает, как поменялись базовые лагеря. А поляна луковая как была, так и осталась. Поднялись метров на 300, чуть выше водопада. Поляна действительно с луком, и ещё с чесноком. Виды потрясающие. Много мармотов. Они тут другие, чем в Альпах, рыжие, крупные с чёрным хвостом. Гуляли в общей сложности часа 2 с половиной. Самочувствие, на удивление, хорошее. Возникла идея не идти на пик Петровского, а сделать заброску половины наших вещей в Л1, таким образом сэкономить денег на портеров. Короче, альпинист – лучший ишак. Но посмотрим, как я проведу ночь.

За ужином познакомились с гидом Саней Морозом и с его клиентом – Бьорном из Швеции. Позже, на 5800 м Бьорн схватит отёк мозга и его срочно увезут в больницу.

24.07.19 Среда. День 2.

Акклиматизационный выход с заброской в первый лагерь, Л1 (4200м).

Спалось отлично. Встали в 7 утра, окопались, пособирались. Собрали рюкзаки на 15 кг примерно. Позавтракали и пошли. Вышли в 9. Погода отличная, шлось хорошо. Подъем на перевал Путешественников (4100м) плавный и долгий, тропа хорошая. Периодически нас обгоняли лошади с грузом. После перевала идёт небольшой спуск, а дальше то вверх, то вниз, и долго. Дошли до речки, перешли вброд. Начала чувствоваться высота и побаливать голова. В Л1 дошли часов за 5 с половиной с фото и отдыхами. По расстоянию вышло 13 км. Лагеря разных тур компаний расположены довольно далеко друг от друга. Наш, Горы Азии, маленький и расположен в низинке с озером. Лагерь Центральной Азии ближе всего к снегу и к стартовой тропинке на Л2. Лагеря Аксай Тревэл и Тянь Шань дальше всего от тропы на Л2. Есть ещё Азия Оутдорс, который расположен близко к нашему. Мы оставили нашу заброску в общественной палатке. В Л1 такие же большие жёлтые палатки, только без электричества. Зарядить все можно в столовой-юрте, которая поменьше, чем в БЛ. В лагере Л1 встретили 4 испанцев (3 мужика и женщина). Одному из них 81 год и зовут его Carlos Soria. Он уже был на 12и 8ми тысячниках и сейчас на Ленине восстанавливается после операции на колене и готовится к восхождению на Dhaulagiri. У него были проблемы с животом, так что ел он один рис. Доктор советовал свести его вниз в базу, но испанцы отказывались.

Нас накормили обедом с арбузом на десерт и мы пошли назад. Дорога назад заняла 3,5 часа. Вернулись как раз к ужину и горячем душу. Меня слегка колбасит, но в целом нормально. Завтра попробуем забросить остальные вещи в Л1 и заночевать там.

25.07.19 Четверг. День 3.

Выход с заброской в первый лагерь, Л1 (4200м).

Спали нормально. Но мне было холодно и закладывало нос. Капли для носа загадочным образом исчезли из пузырька. Пузырёк остался, но сухой. На утро бодрость вернулась. Мы собрали остатки вещей. У меня рюкзак получился чуть тяжелее, чем вчера. У Феди – легче. Оставили сиреневый баул с частью вещей в БЛ. Евгений, начальник БЛ, подарил мне капли для носа. Ура!!!

В этот раз шли медленнее, мне было заметно тяжелее. После перевала Федя забрал у меня пару кг, и сразу полегчало. Дошли снова за 5 с половиной часов. Начальник Л1, Наби, выдал нам шикарную палатку, в конце улицы и ближе всего к туалету – очень выгодно, бежать близко и всех видно. После обеда пошли отдыхать. Голова тяжёлая, но терпимо. Ужин был потрясающий, баклажанная икра и пирог с мясом и овощами.

Познакомились с 2мя немцами (пара, мальчик и девочка) и их гидом, Артуром. Они спустились из Л2 с 5300 м и чувствовали себя не очень. Парень маялся животом и, так же как и испанец, сидел на рисовой диете.

26.07.19 Пятница. День 4.

Отдых в первом лагере (4200м).

Ночью народ в соседних палатках вселился и пел песни аж до 5 утра. Праздновали успешное восхождение на Ленина. Так что спалось так себе. Ещё и желудок чуток болел, то ли от голода, то ли ещё от чего. Утром после завтрака прогулялись по окрестных лагерям. В лагере Аксай-Тревел посмотрели погоду. Узнали, что 27 июля проходит забег Ленин рейс с БЛ до Л1 и обратно. А 4-6 августа забег с Л1 до вершины. Как раз мы в это время планировали подниматься. Мы решили, что наш лагерь самый маленький, самый уютный и самый теплый. Голова болит уже меньше, желудок болит.

После обеда голова отпустила. С горы спустился Гриша Кочетков с группой. Рассказал нам последние новости и убежал в БЛ. С Л3 спустился Серж, француз, который хорошо говорит по русски. Завтра он уходит в Л2, Л3 и на вершину. Испанцы по прежнему сидят в Л1.

27.07.19 Суббота. День 5.

Акклиматизационный выход с ночёвкой на пик Юхина (5130м).

Ночью болел желудок. Насобирала в лагере всяких таблеток, может помогут. После завтрака собрались и вышли на Юхина. Тропа крутая, за 3 часа дошли до вершины. Вид с вершины потрясающий, не зря лезли. Палатку поставили чуть ниже вершины на полочке. Там уже был гид Паша со своим клиентом из Австралии. Он дал нам лопату для расчистки места, тк свою мы не притащили. В этом году много снега и каменную полку, где обычно стоят палатки, засыпало. У меня разболелся желудок и голова и я пошла валяться в палатку.

Колбасит сильно, болит и голова и желудок и тошнит в добавок. На ужин съела совсем немного, была семуль (вроде крупной манки) с овощами. Сносно (на 3+), но тошнит, и я побоялась, чтобы оно не вышло наружу. После еды и чая чуток получшало. Выпила ещё Мезим и Смекту для верности. Мы даже прогулялись до вершины и обратно ещё раз. Посмотрим, как будет ночью. Паша выходил на связь с БЛ, там кого-то потеряли на горе. Мы попросили привезти мне из БЛ в Л1 что-нибудь от желудка.

28.07.19 Воскресенье. День 6.

Спуск с пика Юхина (5130м) в Л1. Ночевка в Л1 (4200 м).

Ночью было фигово, не спали оба. Я маялась желудком, головной болью и холодом. Федя маялся ещё какой-то фигнёй. Вода в чашке внутри палатки замёрзла. Спать на снегу на 2х пенках было холодно. Мы в итоге спарили 2 спальника.

К утру удалось немного поспать. На завтрак поели овсянки с кофе и стали собираться вниз. Тут нас опять спас Паша, который дал нам ледоруб. За ночь все верёвочки от палатки намертво вмерзли в снег. Еле выкопали ледорубом.

Вниз спустились за час, успели к завтраку. Тут нас нашёл Вова Белоусов. Он собирался на пик Коммунизма, но не удалось, тк была проблема с вертолётом. Так что Вова перебросился на Ленина, чтобы не остаться без горы. К этому времени он уже акклиматизировались и завтра собирается наверх сразу в Л3 и потом на вершину. Он снабдил меня какими-то таблетками (Одестон) от боли в желудке. Потом ещё его друг выдал Нексиум. Из БЛ мне лекарство не привезли, в суматохе забыли. Мы ещё купили Маалокс в лареге Азия аутдорс. 10$ за 4 пакетика, однако.

Вечером опять обсуждали планы. Вова нам рассказал, что вместо классического Л2 можно заночевать на 5600м или на 5800м. Там можно хорошо поставить палатку, безопасно и нет народа. Мы решили дойти до Л2 на 5300м и посмотреть, что там с местами под палатки. Если с местами фигово и мы себя будем чувствовать хорошо, то дойти до 5600м и встать там.

29.07.19 Понедельник. День 7.

Подъем в наш второй лагерь 5565 м. Ночевка в “Л2” (5565 м).

Встали в 3 утра. Добрые повара нашего лагеря нас покормили горячим завтраком – овсянка, яйцо, сыр и 2 вида колбасы. Баул с лишними вещами оставили в нашей палатке, тк Наби сказал, что много народа не ожидается. Рюкзаки получились приличные. Вышли мы в 4 утра. Дорога по леднику отмечена флажками, но все равно лучше её просмотреть заранее по свету. Когда подошли к основному подъему, то связались верёвкой. Народ на леднике ходит по разному, в том числе и несвязанными. Но трещин там до фига. В этом году снега много и многие трещины закрыты. Есть перильные верёвки, но они закреплены на снежных якорях, часть из которых вытаяла. Короче надо идти аккуратно. Основной подъем мы сделали до того, как его осветило солнце, так что было даже холодно. Солнце застало нас уже на “сковородке” – снежный цирк, который сильно нагревается. Но это не сильно напрягает, так как “сковородку” проходишь очень быстро, минут за 15-20, и в основном там спуск и лишь небольшой подъем к Л2. На “сковородке” встретили гида Саню Мороза с клиентом, Бьорном. Саня весь день и ночь искал пропавшего альпиниста. Не нашёл. Считает, что тот упал в серак на спуске с Ленина.

До Л2 мы дошли за 6 часов со всей болтовней и отдыхами. Лагерь выглядит отвратительно. На сыпухе, где относительно безопасно, ютятся палатки коммерческих туров, найти среди них место сложно. Если жаться к скалам, то там летят камни. Если ставить палатки ниже на снег, то они стоят уже на трещинах. Там люди мрут регулярно – пошёл пописать и провалился. Короче приятного мало. Заставлено палатками всё , и трещины, и сыпуха, и даже туалеты. Реально, когда палаток было меньше, то на границе лагеря построили стенку из снега и там сделали туалет. Так вот сейчас там уже палатки. Ещё и дико жарко. Посмотрели мы на это, и пошли вверх, на 5600 м. За час поднялись. Просторно, безопасно, ни трещин, ни летящих камней, людей тоже нет. Федька построил площадку под палатку. Реальная высота получилась 5565 м. Мы назвали это место “наш Л2”. Даже воды ухитрились там добыть. Пока солнце там можно откопать маленький ручеек.

Все время кружит вертолёт, ищет пропавшего альпиниста, теперь уже увы, тело.

После обеда народ толпился на пригорке выше нашего лагеря метров на 200. Потом оказалось, что кого-то спасали. Стащили на акье в Л2, дальше не знаем, спросим потом. Вообще жутковато, мы всего 7ой день на горе, а уже 1 погибший и, как минимум, 1 пострадавший.

Пока очень тихо и безветренно, посмотрим, что будет ночью. Самочувствие в разы лучше, чем на пике Юхина позавчера. Таблеток вечером не пила. На ужин Чили кон карне – бобы с мясом. Средне вкусно, я бы дала 3+.

30.07.19 Вторник. День 8.

Акклиматизационный выход в третий лагерь Л3 (6100 м), на вершину Раздельная (6148 м) . Ночевка в нашем “Л2” (5565 м).

Спали в целом нормально для 1ого раза на такой высоте. Голова не болела. Ночью было тепло, но ветрено. Даже страшно подумать какой ветер в Л3. Утром в 7 часов ещё дуло сильно, но народ потянулся вверх в Л3 и вниз с него. Позавтракали, потупили и пошли гулять наверх. Вышли в 10:30,  когда ветер стих. По дороге встретили людей из Л2 и узнали, кого спасали вчера. Оказалось, что 2 человека провалились в трещену, которая открылась прямо на тропе. Один без травм, а второй сломал ноги, его эвакуировали в Л2.

Взлёт перед Л3 крутой и долгий. Кто-то идёт уточкой – в третьей позиции, кто-то нарезает зигзаги. Мне зигзагами легче. В Л3 поднялись за 3ч 12мин. Посмотрим, как завтра пойдём с грузом. Палаток много, все стараются окопаться, тк ветрено. Сходили на вершину горы Раздельная, это 10 мин от лагеря. К этому времени подошёл Артур – гид Гор Азии, с двумя клиентами-немцами. У них плановая ночевка в Л3. Попили чаю, поболтали с народом. Встретили Вову Белоусова, который возвращался с горы. У него все (подъем и спуск) заняло 10 часов. Сказал, что было очень холодно и ветрено.

В наш “Л2” вернулись за час и принялись за обед. Высота не колбасит, самочувствие отличное. На ужин ели рис карри с курицей – вкусно, не меньше 4+.

31.07.19 Среда. День 9.

Подъем в третий лагерь с вещами. Ночевка в Л3 (6100 м).

Спали хорошо, но ветер ночью был ещё сильнее, чем вчера. Ещё периодами подсыпало снежка. Тем не менее народ на вершину вышел – в 3 ночи фонарики засветились на взлёте на 6400 м. Утром народ потянулся вверх. Мы собрались и вышли, как вчера в 10:30. Мусор и немного еды припрятали в нашем “Л2”. Решили, что на спуске заберём. Рюкзаки нелёгкие, но идётся нормально. Я вообще шла быстро и обогнала кучу народа. Причины были – палаточных мест в Л3 мало. Можно построить самому, но на ветру это тяжело. Выровнять площадку, построить стенки и тд. Куда легче обновить чьё-то старое место. Я пришла в 13:10, те за 2ч 40 мин. Быстрее чем вчера. Действительно мест не было. Самые хорошие места заняты тур компаниями. В принципе это хороший вариант, купить у них место в палатке. Цена вопроса около 60$ за ночь в двухместной палатке. Зато не надо её переть и, главное, не надо ставить. Я нашла итальянца, который сворачивал свою палатку. Он вчера зашёл на Ленина, и собирался вниз. Мы заняли его место. Чуток подровняли его. Итальянец подарил нам деревянные колья, что было как нельзя кстати. Чтобы растянуть в Л3 палатку, надо либо вырубить куски плотного снега-льда, либо растягивать на мешках со снегом, ну либо хай-тех – деревянные колья. Устроились нормально. На улице то солнце, то метёт снег. В палатке уютно и тепло. Наверное ночью будет дубняк. Натопили 2 бутылки воды по 1.5 л для тепла в спальник. На ужин паста болоньеза – шикарно, однозначно 5.

01.08.19 Четверг. День 10.

Спуск в БЛ. Ночевка в БЛ (3600 м).

Сегодня Fête Nationale – главный праздник Швейцарии. Видимо по этому поводу всю ночь дул ветер и передувал снег. Между палаткой и тентом намело, целый сугроб, естественно с моей стороны. Ночью было холодно, снег шёл прям в палатке. Снова спарили спальники и нагрели по 2 бутылки воды для грелок в спальник. Ещё помогает пуховка вокруг поясницы. Высота подколбашивает, но не сильно. Голова не болела, а вот спалось плохо. Но, все-таки спали. Утром собрались и пошли вниз. В это утро на вершину вышли 3е испанцев, удачи им.

Мы вышли из Л3 в 9. Забрали нашу заначку в “нашем Л2” на 5600. В Л2 в палатке Гор Азии оставили другую заначку – палатку, пенки, 1 газовый баллон, термос, лопату, и немного еды. Переход в Л1 – жесть, трещин полно, половина снежных мостов сломалась, на вторую половину вообще страшно наступать. Гиды кое-где обновили перила, что радует. В Л1 были в 14, к обеду. Пообедали, перепаковали вещи и пошли в БЛ на отдых. Дошли в 7 вечера. Погода явно портится. В БЛ встретили Саню Мороза. Он сказал, что нашел рюкзак и палки пропавшего альпиниста. Предполагают, что он хотел с вершины уйти сразу в Л2 по прямой и сорвался. Там сераки висят и проход совсем не очевидный. Вроде с вертолёта видели что-то похожее на тело, но если пойдёт снег, то он заметет все следы. В БЛ полно военных, расспрашивают про пропавшего, он был видать какой-то большой шишкой.

Ещё узнали, что клиент Мороза, Бьорн из Швеции, словил отёк мозга. Его отвезли в больницу в Ош.

Горячий душ – это кайф. Сидим в юрте, тепло, слушаем как гиды байки травят. Жутковатые байки, кто, где и когда загнулся и тд.

Перед сном померили кислород. У меня 96 и пульс 60, круть  как на равнине.

02.08.19 Пятница. День 11.

День отдыха в БЛ. Ночевка в БЛ (3600 м).

Как же офигенное спится на 3600 м. Сны снятся классные. Под утром пошёл дождь. Лежать в лагерной палатке и слушать дождь очень уютно. Другое дело что там на горе.

На завтрак дали сырники со сметаной и овсянку. Вообще кормят тут хорошо и вкусно. После завтрака сидим, пьём кофе с Сержем, приходит француз. Обрадовался, что тут все говорят по французски. Хочет на пик Ленина, но у него ничего нет, ни опыта, ни снаряжения, ни погран пропуска. Серж ему объяснил что по чем и как. Мол гид ему нужен и снаряги бы не помешало. Наши гиды из Гор Азии краем уха это услышали и быстренько ретировались. Решили не связываться. Серж нашёл ему и гида и снарягу в Аксае. Но в конечном результате француз обиделся и уехал.

Мы погуляли по другим лагеря. Лагерь Тянь Шань Тревел небольшой, впечатления не произвёл. Но хорошо спрятан от других лагерей. Лагерь Central Asia Travel большой, но довольно уютный, если не сказать супер комфортабельный. Выглядит красиво, в палатках настоящие одеяла и подушки, можно с кроватью, можно без. Есть тумбочки с лампами и обогреватели. Столовая тоже красиво сделана.

Погода то дождь, то солнце, то просто тучи. В столовой юрте тепло и уютно, там есть обогрев. Приезжала полиция, полдня опрашивала работников лагеря о пропавшей альпинисте, описывал его вещи и тд. Мороз заблаговременно смылся в Бишкек на отдых. В его планах Победа.

Завтра обещают плохую погоду, а вот потом улучшение. У нас хороший шанс поймать окно. Будем надеяться.

В лагере есть стиральная машинка. Запустили стирку, надеюсь удастся высушить все. Как раз после ужина кончился дождь и запустился ветер.

03.08.19 Суббота. День 12.

День отдыха в БЛ. Ночевка в БЛ (3600 м).

Ночью болел желудок и тошнило. Видимо переела жирного на обед и ужин на радостях. Утром Федя попросил мне сварить на завтрак овсянку на воде. К сожалению в нашем лагере не было Маалокса. Вообще в БЛ аптека так себе. Но что-то есть. Мне выдали Фестал и Омез.

Погода солнечная, наше барахло высохло. Валяюсь и наслаждаюсь теплом и зелёной травкой. Федя бегает по холмам и ловит интернет.

На обед накормили борщом и гречкой с мясом в грибном соусе. Мне Федя мяса с грибами не дал, сказал лечить желудок.

Валяемся в палатке после обеда, натянул туч, поднялся ветер, чую, что скоро вольет конкретно. Прошло пару часов и у нас снова солнце. С горы спустились испанцы. 2е из них, включая Carlos Soria зашли на вершину 2 дня назад. Один дошёл до 6700 м0. А девочка не пошла на вершину, она утром не вышла из Л3, решила, что слишком холодно. Снизу приехали еще 4 человека.

Вечером был праздничный ужин с тортом, в честь тех, кто поднялся на Ленина. Мы пока не поднялись, но тортик нам перепал.

04.08.19 Воскресенье. День 13.

Подъем в Л1 4200 м. Ночевка в Л1 (4200 м)

Отлично выспались, позавтракали и отправились в Л1. Дошли за 4 часа, на 1.5 часа быстрее, чем раньше. Речку не переходили, а обошли по леднику. С верхней точки, откуда тропа начинает спускаться вниз к речке, влево отходит мало заметная тропинка. Она спускается на 20 м по сыпухе и выходит на ледник засыпанный камнями. Речка уходит в этом месте под ледник. Мы перешли на другую сторону и вышли к подъему, который уже с другой стороны переправы.

В лагерь пришли в обеду, тут тихо, почти никого нет. Сыпет мелкий град. Тело Ивана, погибшего альпиниста, нашли и сейчас спускают в Л2.

Завтра в 4 часа утра стартует забег на пик Ленина. Контрольное время 9 часов, те всех, кто до 3х дня не финишировал на пике, разворачиваются. Всего зарегистрировалось 11 участников. Серж участвует. Будем болеть за него.

Сверху из Л3 спустились харьковчане Вова со Светой. Никуда они не зашли, даже не попытались выйти из лагеря. Свету колбасила высота. Вообще оно и понятно, их план акклиматизации в высшей степени странный – не “пилой”, а “ступенькам”, те зашёл на высоту и там спишь, потом зашёл ещё выше и там спишь и ждёшь пока не полегчает.

Наби нам выдал рации и предложил сначала позывные “жёлтые кроксы”, в честь моих жёлтых тапок. Они нас так запомнили. Правда, для соблюдения серъезности в эфире пришлось отказаться от таких ярких позывных и превратиться в банальную “Женеву”.

05.08.19 Понедельник. День 14.

Подъем в наш “Л2” (5565 м). Ночевка в “Л2” (5565 м).

Утром встали в 3, позавтракали тем, что нам оставили на кухне: варёные яйца, сыр, колбаса, заварили чуть чуть геркулеса. Вышли в 4, холодно. Перед нами пробежали участники забега. Виден фонарик на скалах слева – кто-то идёт по маршруту Липкина. Справа на скалах тоже фонарик, кто-то ещё куда-то ломится.

Подошли к подъему на ледник и увидели огромную толпу народа, гораздо больше, чем поднимались в наш первый выход в Л2. Наверное все пережидали непогоду, и сейчас пытаются воспользоваться окном. Начинаем их потихоньку обгонять. На “сковородке” свозят тело погибшего Ивана на акье вниз. В Л2 пришли одни и из первых, дошли за 5 часов. Нашли нашу заброску, уже в другой палатке. Горы Азии свернули свои палатки, оставили только одну. Но все наше барахло цело. Нагрузились и пошли в наш “Л2”. По дороге нам сказали спускающиеся, что там уже стоит палатка на нашем месте. Придется строить новую площадку. Рюкзаки тяжёлые, последний взлёт даётся с трудом. Приходим и видим, что двое ребят, которые воспользовались нашей площадкой, сворачивает лагерь. Повезло нам, встанем на наше место. Они сказали, что выходили на вершину сегодня из Л3 в 1 ночи и было очень холодно, они повернули обратно. Непонятно, зачем они в 1 ночи выходили – самый холод и ветер и до рассвета далеко. И что еще удивительнее, что они развернулись, сняли Л3, спустились до плеча и снова поставили там палатку. И все это до рассвета.

Поставили палатку. Наш ручей ещё не размерзся, так что натопили воды и пообедали супом. Валяемся, спим, читаем. Тихо, тепло и безветренно.

Часам к 5 вечера все затянуло облаками и пошёл мелкий снег. Но тепло, где-то выше облаков солнце нагревает воздух. На ужин рис с курицей карри, который мы уже ели в “Л2” в нашу прошлую стоянку.

Мы совсем не кашлем, сухой воздух не раздражает горло. Хотя много людей вокруг давятся кашлем. Нос уже меньше пересыхает. В первый подъем на “Л2” мне все время требовалось увлажняющие капли для носа.

06.08.19 Вторник. День 15.

Подъем в Л3 (6100 м). Ночевка в Л3 (6100 м)

Спали хорошо. Я изменила тактику и залезла в 2 спальника, пуховой и сверху синтетический. До этого мы синтетический клали сверху, как одеяло. 2 спальника – это класс. Спать было тепло, даже сняла пуховые штаны и вторые подштанники. Ещё мы на дно палатки под все коврики постелили серебряное SOS одеяло.

Утром встали в 7, вышли в 9, дошли до Л3 за 3 часа 10 мин. Шлось средне. Народа в Л3 чуть поменьше. Довольно легко нашли хорошее место под палатку и обустроили его. Пока тепло и нет ветра.

Встретили Славу Тополя – местную легенду. Он только что закорячил в Л3 лыжи и рассекает на 6100 м в шортах и босиком. (Нормально, да, вчера забежал на вершину, сбежал в Л1 и сегодня уже снова на Л3 ). Спросила его про вчерашние соревнования. Он финишировал на вершине 3-им со временем 7 ч 10 мин. Серж тоже добежал до вершины, его время  8 ч 40 мин. Это 5й результат. Очень круто!!!

Народ бродит по лагерю, кашляет, мается животом. Такое впечатление, что хорошо только нам. Ну и Тополю, наверное :).

Похолодало, пришла туча и пошёл мелкий снег. Пока сильного ветра нет, но снег топить противно. Снег топит Федя, я сижу в 2х спальниках в палатке и его морально поддерживаю. Натопили 2 бутылки по 1.5 л и 2 термоса по 1 л. Сегодня на ужин картофельное пюре с мясом. Очень вкусно, на 5.

07.08.19 Среда. День 16.

Штурм вершины (7134 м). Спуск в Л3 (6100м), ночевка в Л3.

Мы сделали это!!! 2 рекорда сегодня: мы впервые поднялись выше 7000 м и мы поднялись на вершину на пик Ленина, 7134 м. Обо все подробно.

Спали хорошо. Было тепло и тихо, немного сыпал снег. Народ начал собираться на вершину с часу ночи. Но хорошие затычки в уши спасают и дают поспать. У нас со сном проблем нет, и со скоростью тоже. А вот с холодом проблемы есть. Так что мы встали в 4, нормально позавтракали и вышли в 5:10. Было тепло и безветренно. Фонарики длинной цепочкой поднимались на 6400 м, уже на самом верху. Сегодня народа на вершину вышло много. За нами уже никто не вышел, мы самые последние. Спустились вниз от Л3 и начали раздеваться. Мы перестраховались и оделись слишком тепло. Хотя, как потом оказалось, все, кто вышел раньше сильно мерзли. Взлёт на 6400 м довольно крутой и длинный. Тут нам стали попадаться первые повернувшие назад. Всего мы насчитали 8 человек, которые развернулись и не пошли на вершину. Большинство от холода или нехватки акклиматизации. После 6400 м шлось легко. Нож тоже преодолели легко. Федя с палочками, я на последние 20 м достала ледоруб и шла на 3 такта. На ноже начался сильный ветер. После ножа мы начали обгонять людей. Обогнали в сумме человек 15. Самое сложное оказалось преодолеть последние 200-250 м до вершины. Там не круто, и все время кажется, что вершина будет за следующим пупырем, а она все не наступает. На вершине мы были в 12 дня, те зашли за 7 часов. Сделали фотку и пошли вниз, тк нас обоих начинало подколбашивать от высоты, да и ветер сильный. Спустились в лагерь в 4 часа дня, получается на все про все 11 часов. Мы пришли в лагерь вторыми, из тех кто выходил сегодня на вершину, не считая лыжников, тк те спустились сразу ниже, в Л2. Таким образом, мы практически всех обогнали. Все благодаря хорошей акклиматизации. Я немного опасалась, что застудила горло – наверху дышишь много приоткрытым ртом, а воздух холодный. Ещё, чего доброго, схвачу бронхит или воспаление горла. Ночуем в Л3. Все нас поздравляют, приятно. Удивляются, почему мы так поздно вышли. У народа странное мнение, что в горах надо всегда выходить ооочень рано. Ну да, иногда надо, а иногда не надо. Все же индивидуально.

На ужин паста с курицей и шпинатом от “track and eat” – прекрасно, 5+.

08.08.19 Четверг. День 17.

Спуск в Л1. Отдых. Ночевка в Л1 (4200 м)

Спали прекрасно, при хорошей акклиматизации и после вершины на 6100 м спится хорошо. С горлом и бронхитом обошлось. Ночь была холодная. Народ начал выходить на гору с часу ночи. В 7 утра уже часть людей вернулась обратно. Мы позавтракали и пошли вниз.

В Л1 пришли в 1 дня. Приятно, нас все поздравляют. Накормили обедом. Арбуз на десерт. В лагере кроме нас есть ещё новая группа из 6 человек, интернациональная (англичанин, 2 испанца, 3 русских) . Её ведёт дядя Коля. На 13-14 августа получили штормовое предупреждение, обещают ветер 90 км/ч наверху. Начальство лагеря думает, что делать с верхними палатками, снять и спрятать или вообще спустить вниз.

На ужин гречка с курицей в грибном соусе и со свежими помидорами и огурцами. В жарко натопленной юрте. В приятной компании. Даже не верится, что утром я ещё была на 6100 м. Вечером лежу в палатке Л1 и пишу эти строки. Как приятно лежать в спальнике в одном термобелье, а не в 3х пуховках и 2х пуховых штанах, как матрёшка или мумия. Мне очень тепло, а ребята, которые сегодня поднялись на 4300 м из БЛ, мёрзнут. Я тоже так мёрзла, когда ночевала в Л1 в первый раз.

09.08.19 Пятница. День 18.

Спуск в БЛ на 3600м. Ночевка в БЛ (3600 м).

Спали до упора. На завтрак блины со сгущёнкой – фетиш детства. Испанцы не понимают, счищают сгущёнку с блинов. Сделали прощальный фотки с ребятами из Гор Азии. Классные они, очень душевную атмосферу создали. Дали ещё чаевых на кухню 50$, они нас так кормили все это время. Все были рады. Мы спаковали лёгкие рюкзаки и остальное отправили на лошадках.

По дороге в БЛ начал накрапывать дождик. Это даже приятно, запахи дождя, земли и травы, мы по ним соскучились. В БЛ нас встретил с поздравлениями весь персонал. Харьковчане, Вова и Света, тоже там были. Они отказались от попыток войти на вершину. В лагере новые люди. Они идут на пик Юхина.

Горячий душ, горячий чай, чистая одежда. На ужин нас поздравляли от компании Горы Азии. Вручили сертификаты о восхождении на вершину пика Ленина, испекли потрясающий торт в форме пика Ленина. Ну и коньячок в подарок. Очень приятно, фото, поздравления, речи. Объелись до боли в животе.

10.08.19 Суббота. День 19.

Запасной день. Ночевка в БЛ (3600 м).

Это наш запасной день на случай непогоды. У нас было заложено два дня запаса, но мы их не использовали. Теперь отдыхаем. С утра хорошая погода. Я поставила стирку.

После завтрака мы зашли в Asia outdoors и заказали баню с пивом на 4 дня. И пошли гулять к озерам. К большому озеру идти примерно 3 км по красивой дороге. Есть ещё много маленьких озёр, которые проходишь по дороге. Потрясающий вид на пик Ленина.

На обед объелись арбузом. И к 4 пошли в баню. Баня классная – большой домик на берегу озера. В домике большая парная с предбанником, душ, комната для отдыха. Стоит удовольствие 25$. Мы ещё пива прикупили для большего кайфа.

11.08.19 Воскресенье. День 20.

Запасной день. Переезд из Базового лагеря в город Ош. Ночевка в отеле

Спала до упора, уже завтрак накрыли. Утром за завтраком ругнулась с Володей. Он меня достал нереально.

Валяемся на солнышке и ждём народ из Л1. Это 4 испанца с гидом, которые поднимались на Раздельную. Наконец они пришли. Им выдали положенные тортик и сертификаты. Тортик достался и нам.

Выехали в результате в 12. В 6 вечера были в Оше. Нас поселили в приличную гостиницу, Санрайз, где вечером нас ждал ужин от Гор Азии. Затем в номер смотреть киношку и пить местный коньяк! На завтра мы договорились, насчёт экскурсии в Узген.

12.08.19 Понедельник. День 21.

Экскурсия в Узген, местная кухня и сувениры. Ночевка в отеле в Оше.

Утром нас ожидал шикарный завтрак в отеле. Прям выше всех похвал. После завтрака за нами заехали Ирина с Маратом и мы поехали в Узген – один из древнейших городов Центральной Азии, с более чем 2000-летней историей. Город возник во II-I веках до н.э. как центр торговли на пути из Ферганской долины в Кашгар. Находится Узген в 60 км от Оша. Посмотрели минарет высотой более 40 м, построенный в начале XII века, мечеть и мавзолей династии Караханидов.

Зашли на рынок и купили инжира, 1 кг местного узгенского риса и сувенирную шапку. На обратном пути по дороге выбрали дыню. В Оше заехали в магазин за коньяком и местным сыром. А потом пообедали в ресторанчике возле Сулейманки. Заказали большую тандыр самсу и манты. В общем, туристический оттянулись.

Потом валялись в отеле с дыней, переваривали еду и пережидали жару. Часов в 7 вечера пошли пешком на Сулейманку. Это священная гора в самом городе. Шли через скверики и парки. Довольно красиво и зелено. Впечатление как попал в курортный город СССР. К Сулейманки вышли уже в сумерках и со стороны кладбища, где был пожар. Вид как после апокалипсиса. Поднялись наверх, там народ гуляет, наслаждается вечерней прохладной. Мы ещё погуляли чуть чуть, купили всяких вкусняшек, взяли такси и поехали в наш отель. Такси, кстати, в Оше стоит очень дёшево. Вечером посидели на веранде отеля с пивом и вкусными нямками.

13.08.19 Вторник. День 22.

Трансфер в аэропорт (20 минут).  Перелет Ош-Москва-Женева

В отеле в 2:30 утра нас покормили завтраком, что удивительно для такой рани, и в 3 утра за нами заехала Ирина и отвезла в аэропорт. Тут случилась некоторая фигня: нам выдали посадочные талоны только до Москвы, багаж отправили в Женеву, в вот на рейс Москва-Женева нас зарегистрировать не могли, сказали, что он полный. Ну, будем разбираться в Москве.

В Москве нам без проблем выдали посадочные, как потом оказалось на крутые дорогие места в районе аварийных выходов, где только по 2 кресла. Мы поели пельменей со сметаной и летим в Женеву.