Зимний Непал/Winter Nepal 2021-2022

Спустя уже почти год я перечитывала свой рассказ и думала, что мрачновато получилось. На самом деле воспоминания самые прекрасные, даже уже снова хочется в Непал. В каком-то смысле нам даже повезло увидеть Непал без туристов, и для этого не понадобилось даже забираться в отдаленные уголки. Всего-то 2 года пандемии и ранняя зима. Итак…

Пролог

2 месяца напряжённый сборов. Полностью сумасшедшие 2 последних дня, за которые мы с Федькой успели 1) разрулить всех клиентов на работе и сделать их счастливыми, заверив, что все под контролем; 2) купить квартиру; 3) сделать все ПЦР тесты; 4) оформить и распечатать все документы на выезд (визы, резервации, пермит, санитарные формы и тд; 5) сдать годовые отчеты; 6) снять кучу денег для путешествия в несколько приемов; 7) и даже отгулять на вечеринке по случаю наступающих праздников.

17 декабря. Пятница.

И вот мы в аэропорту. Народу много, контроль жёсткий, все проверяют (прививки, ПЦР тесты, разрешение на въезд и тд.), цены в кафешках дикие. Очень хочется погрузиться в самолёт, выпить и расслабиться.

Проблема в том, что мы совсем не знали, что надо зимой в Непале для восхождения, да ещё и во время ковида. Большинство людей пользуются услугами агентств разной степени лояльности и цены. Я перебрал штук 6, остановилась на единственном, который нашла не по рекомендации знакомых, а сама. Агентство Сатори Тревел, во главе с владельцем по имени Риши, помогло нам оформить пермиты за разумную цену и устроить самостоятельное восхождение, т. е. без услуг гида. Последнее нам было важно, нам хотелось самим, вот такой вот пунктик, хотим зайти сами или никак.

Теперь о горах и целях. Мы колебались между Лобуче Восточной и Айленд Пиком. Нам надо было не сложно, так как зима и вокруг никого, и мы сами по себе, и в первый раз в Непале. В итоге прикинул, что мы успеваем зайти на обе вершины. Ну попробуем хотя бы.

Наконец я в самолёте, и 3 бутылочки красного вина меня вполне спасли.

Пересадка в Стамбуле, особо ничего интересного.

18 декабря. Суббота.

Прилетели в Луклу. У нас в очередной раз проверили все ПЦР тесты, вакцинацию и прочие документы. Оплатили визу, получили эту самую визу уже в другом окошке. Нас немного напрягал факт, что со вчерашнего дня Швейцарию внесли в список стран, которые должны проходить 7и дневный карантин в Непале. Наш непальский оператор в срочном порядке выслал нам резервацию отеля на неделю, которой мы махали в аэропорту. Сработало и нас без проблем пропустили. На выходе нас ждал таксист от нашего отеля, который за 7 долларов отвёз нас в Томель. Отель оказался в меру говенным, зато дешёвым. Я добилась фигового, но тёплого душа и завалилась спать.

В 16:30 к нам пришёл Риши. Выдал нам все бумаги и ЦУ, поменял нам деньги по хорошему курсу, и впарил 4 баллона газа, которые мы должны были получить в Лукле. 4 баллона нам были ни к чему, нам бы и одного хватило, но тут он поймал нас врасплох. Мы были ещё притюкнутые после перелёта и легко развелись на эти 4 баллона по 15 баксов.

Вечером поужинали в японском ресторане. Тоже Риши посоветовал. На вопрос, какую бы вы хотели кухню, мы без колебаний ответили, что местную непальскую. Но Риши сказал, что у нас впереди 20 дней этой самой местной еды, так что лучше съешьте пиццу. Пиццей мы не соблазнились, а вот терияки с курицей вполне. Какое же это было верное решение. Про еду на треке я еще расскажу.

19 декабря. Воскресенье. 1й день трека.

Спали средне. Кровать была вполне сносная, не смотря на полное отсутствие звукоизоляции, было тихо, но отель был холодный и отвратительно воняло куревом.

Встали в 4:30 и в 5:00 выехали на такси. С таксистом договорились заранее, точнее попросили наш отель договориться. Такси стоит 10$ (те по курсу 1300 рупий) или по факту 1000 рупий. Так что рупиями платить выгоднее.

В аэропорту почти не было народа. У нас получилось по 15 кг веса на человека бесплатно и перевес 20 кг по 1$ за кг, но опять же рупиями платить дешевле.

Автобус, который собирался везти нас к самолёту, сразу же сломался. Пересадили на другой. В самолёт мы зашли первыми и выбирали места. Следуя народным знаниям сели слева, чтобы смотреть на горы.

Горы были, как и обещали. Как пилот параплана я очковала, когда смотрела вниз. Земля близко, я обычно уже думаю о посадке, когда земля так близко. Приземлились. Всё, как и обещали – имрессионант.

Нас нашёл наш гид Мохан. Уговор был, что мы берём обязательного гида, но используем его как портера. Он несёт наши вещи, но на гору мы лезем без него. Мохан нас завёл на завтрак, что было очень кстати. Мы слегка переупаковали вещи, так, что у него вышло примерно 25 кг, у нас примерно 12-13 кг у меня и примерно 15-16 кг у Феди. И часов в 9 вышли в Пхадинг. Дорога прекрасная, идётся легко. Часам к 11:30 пришли в Пхадинг. Заселились в Sherpa Hotel в верхнем Пхадинге в самом конце поселка. Пообедали рисом с карри и момо с картошкой и я завалилась спать. Условия хорошие: в комнате горячий душ и туалет, большая кровать, розетки и свет. Ближе к вечеру прогулялись метров 200 наверх в монастырь. Красиво, тихо, народа почти нет. В монастыре мы были одни. Билет стоит 300 рупий. Наш Мохан нас потерял и звонил аж 3 раза.

На ужин заказали далбат с рисом и момо с тунцом. Момо с начинками в принципе отличаются друг от друга. Далбат тоже, но не сильно. Далбат с рисом это миска риса, суп – местное “карри” с картошкой, бобами и еще чем-то. Ещё кусочек очень тонкой хрустящей лепешки (вкусная) и немножко овощей типо 2х ломтиков морковки и какой-то капустки. Рис и сам суп дают не ограничено. Средняя цена ужина на 1 человека 700-800 рупий без напитков. Чай 250 рупий чашка, 700 рупий средний термос примерно на литр. Пиво 750 рупий 0.5 литра.

С нашим диким количеством газа, и местными ценами мы решили делать иногда свой чай.

В принципе не холодно, днем на улице в тени около нуля, на солнце заметно теплее. В помещении кажется, что как на улице :).

20 декабря. Понедельник . 2й день трека

Ночью было тепло. Правда в пуховых штанах и в спальник и под одеялом. Заснула я быстро и рано, но вот к полночи сон прошёл и дальше я до утра вертелась, читала, писала отчёт, пила чай и тд.

Наконец настало утро. Позавтракали в 7 и вышли в 8:30. За 4 часа 30 мин дошли до Намче Базара. В принципе шлось легко, даже с рюкзаками. 3 раза проверяли документы. После моста Хилари дорога резко идёт вверх. Тепло и солнечно.

И тут мы в первый раз увидели Эверест и Лходзе. Это впечатляет.

В Намче мы пришли к обеду. Много лоджей закрыто, поселок выглядит полуживым. Мы поселились в Хилл-Тен отеле. Он большой, пустой и холодный, но вид из окна потрясающий. Кроме нас там было ещё 2 треккера из Америки, которые шли в Гоккио. Ещё пару треккеров мы встретили в кафе Бариста. Больше народа нет. В удивительное время мы тут. Столица шерпов, трек к БЛ Эвереста и всего несколько групп.

На ужин я взяла жареные макароны с курицей, а Федя карри. Этим ещё можно наесться.

21 декабря. Вторник. 3й день трека.

Сегодня день отдыха в Намче Базаре. Ночью было лучше, хотя все равно спалось средне. Утром встали в 8, позавтракали. Вообще еды дают не завались. Мы взяли самый большой завтрак и я осталась голодная. Надо будет купить сникерс какой-нибудь. От разорения спасает наш чай.

По красивой тропе мы поднялись над Намче. Дошли до отеля Everest View Hotel на высоте 3800м и попили там горячего шоколада и чая с лимоном и мёдом. На первый взгляд цены в меню как в городе, но берут 13% НДС и 10% за вид. Но вид того стоит. У нас правда небо было слегка затянуто облаками, но все равно очень красиво. Потом спустились 100м до деревни Khumjung. Погуляли там. За все время встретили 2 группы туристов, которых мы уже хорошо знаем.

Вечером я рискнула принять душ, оказался вполне горячий. Вечером обсуждали планы на завтра. Наш первоначальный план был переход из Намче Базара (3440м) до деревни Deboche или Tengboche (3870м). Но наш портер посоветовал нам идти до Pangboche (3930м), потому что эта деревня стоит на южной стороне и там теплее. Вообще немного о нашем портере. Он не самый простой портер, он скорее трекинг гид, который несёт наши вещи. Я выше писала, что уговор с Риши был, что мы не пользуемся услугами горного гида и на горе сами по себе. Но мы его оплачиваем, так как это требуется для получения пермита. Зато Риши отправляет с нам гида, который несёт наши вещи. Зовут нашего портера Мохан и он очень ответственный. Следит за нами, чтобы мы никуда от него не сбежали. Селит нас в хорошие лоджи. Правда в хорошие, я проверила. Сначала мне показалось, что лоджи средние, холодные и неуютные, но по факту оказалось, что это одни из хороших лоджий. Хотя все они нифига не уютные. Даже общее помещение-столовая хоть и красивая, но холодная. Печка её не прогревает ни разу. Может это от того, что народа мало. Я не привереда и где только не жила. Но наши Альпийские неохраняемые рефьюжи или биваки на много приятнее и уютнее местных лоджий. Во первых там всегда тепло, даже зимой и даже если нет печки. Да, в начале холодно, но потом ты нагреваешь собой комнату и все отлично. Здесь же в лоджии холоднее, чем на улице.

22 декабря. Среда. 4й день трека.

Никуда мы сегодня не вышли потому что Федя заболел. После завтрака я сходила в аптеку и магазин и купила ему таблеток от всего. Он остался болеть дома, а я пошла покорять местные просторы. Я хотела попробовать залезть на горку, где я видела флажки и мемориал. Названия я её не знала, позже выяснилось, что она называется Phund Peak (4200m). Прекрасная тропа, которая была на карте, оказалось козьей и я её быстро потеряла. Дальше пришлось карабкаться по курумнику и траве. Но в какой-то момент я вылезла на ребро и дальше все пошло проще. На ребре куча каких-то ступ, туров и тд. Из понятного есть мемориал Эдмунда Хиллари, Hillary Memorial Viewpoint, на 4011 м и Hillary Memorial Chortens на 4025 м. Это, то, что было обозначено на карте. Я прошла выше до какой-то пупырки с надписью Khund Peak (4200m) и решила, что на этом сойдёт. Вернулась дорогой попроще, которая отходит от Hillary Memorial Viewpoint и идёт вниз к монастырю в Кунде. За все время так никого и не встретила кроме нескольких яков. Получился нормальный акклиматизационный день с подъёмом на 4200м и набором высоты в 760 м.

Федю нашла в отеле болеющим в окружении чая и таблеток. Не думаю, что он завтра сможет куда-то идти.

23 декабря. Четверг. 5й день трека.

Феде лучше, но он не выздоровел до того, чтобы идти дальше. Так что сегодня он дома. Ему купили витамин С за аццкие деньги – 6$ за 10 таблеток, за закрепления выздоровления. А я пошла гулять к мемориалу Тензингу Норгей. Оттуда открывается шикарный вид на Эверест. Я была там совсем одна. Было ещё рано и я решила для акклиматизации подняться ещё раз наверх, только не к Эверест отелю, а к Everest Sherpa Resort (3840 м).

Обедать пошли в классное место Sherpa Barista. Тут готовят прекрасные мо-мо и отличный кофе.

Вечером пили чай с имбирём и прикидывали планы. Погода хорошая несколько дней, но на следующей неделе начинает снежить. Пока не понятно на сколько. Федя практически здоров, зато у меня заболело горло.

24 декабря. Пятница. 6й день трека.

Итак сегодня в планах переход из Намче Базара (3440м) до деревни Tengboche (3870м) или Pangboche (3930м). Завтрак в 7:30. Самочувствие среднее. Вышли в 9:00. Дорога хорошая, то вверх, то вниз. То и дело заныриваешь в рододендроновый лес. Здесь должно быть невероятно красиво весной, когда цветут рододендроны. На подъема рододендроны лес сменяется сосновым. К 12:30 дошли до Tengboche (3870м). Монастырь оказался закрыт. Он открывается в 3 дня. Нам очень хотелось в монастырь, так что мы решили заночевать в Tengboche в Himalayas hotel. По моему, это единственная открытая лоджа здесь. Холодно, идёт снежок. В лоджии очень холодно, вода замерзает. Поели супа, напились чая и читаем книжки.

Монастырь действительно классный. Мы там были одни, больше туристов в Тенгбоче нет. Это наверное редкий случай, посетить такой монастырь в одиночестве.

Лоджии на треке удивительно неуютные. Прям депрессивные. В них хуже и холоднее, чем на улице. Может, конечно, это потому что кроме нас почти нет туристов. Мы один раз зимой в Австрии ночевали в рефьюже. Это был такой бетонный кубик 3 на 3 метра с маленьким окошечком. Так вот в нем было теплее, чем в Непальских лоджах. У меня по прежнему слегка болит горло. В остальном все нормально.

Вечером в обеденной зале разожгли печку. Это было вау. Сидим греем все части тела по очереди. В первый раз за 5 дней дали поесть нормально, в смысле много и вкусно. Я хоть согрелась наконец-то.

Ночью было тепло, а 2х спальниках, 2х пуховках и пуховых штанах ;). Снег продолжает падать, к утру, наверное, не меньше 20 см нападает. Рождество, однако.

25 декабря. Суббота. 7й день трека.

Всё засыпало снегом, очень красиво. Настоящее Рождество. Самочувствие – у Феди хорошее, у меня – среднее, но я борюсь с болезнью. Завтрак дали хороший. Вышли в 9:00, идётся не бойко, но до Dingboche (4400 м) мы дошли за 4 часа, что неплохо. По дороге встретили гида, Нуру, который шёл к своим клиентам. Они тоже собирались идти на Лобуче. Это очень порадовало, а то мы тут совершенно одни. В Dingboche заселились в Mountain Paradise hotel – очень тёплую лоджу на солнышке. Прям реально тепло, даже не верится. После обеда опять пришла туча и снег.

26 декабря. Воскресенье. 8й день трека.

Сегодня у нас день отдыха в Дингбоче. После завтрака мы отправились на акклиматизационный выход на гору Nangkartshang (5073 м). На солнышке тепло и приятно, хотя уже не особо хочется снимать тёплую пуховку. Поднимались медленно и тяжело. Подъем (600 м) занял 2 с половиной часа с фото и чаем. Мохан увязался с нами. К 12 дня натянуло тучи и, когда мы спустились в лоджу, солнца уже не было. Начал падать снежок. Мы пообедали и в магазине купили сникерсов. Они тут очень хорошо идут. Я ухитрилась даже помыть голову.

В целом все нормально, но высота чувствуется – Феде тяжело дышать, а у меня болит голова. Эта лоджа довольно тёплая и комфортная по сравнению с предыдущими.

27 декабря. Понедельник. 9й день трека.

Сегодня по планам переход в Gorak Shep (5160м). Переход предполагается долгий, так что завтрак назначили на 7:00. Голова болит, таблетки не особо помогают, аппетита нет. Небо затянуто. Но потихоньку разошлось. Часть вещей мы оставили в лоджии, так что рюкзаки были полегче. За 3 часа дошли до Лобуче. Пока шли тучки растянулись и вышло солнышко. В Лобуче пообедали и оставили ещё часть вещей в Hotel Peak 15. Налегке пошли в Gorak Shep. У меня вообще рюкзак отобрали. Дошли часа за 2 медленным темпом. В Gorak Shep в лодже оооочень холодно, руки, пока держишь чашку, отмерзают. Ещё и с печкой в общей комнате что-то не так, она дымит внутрь комнаты. Вонища страшная, мы ушли пить чай в свою комнату. Все вещи пропитались этой вонью.

К ужину с вонью справились, печку наладили, в общей комнате стало вполне нормально. В нашей комнате мы сдвинул кровати, попросили ещё дополнительные одеяла и навели уютность. Жизнь наладилась.

28 декабря. Вторник. 10й день трека.

Сегодня в планах акклиматизационный выход на Kala Patthar (5648 м). На удивление спали сносно. К утру замерзло все, включая капли в нос и линзы. На верхнем одеяле лёг иней. Проснулись в 5:45 и вышли без завтрака в 6:20. Хотелось посмотреть красивые виды, а погоду обещали облачную. Но мы успели все пофоткать. На вершину зашли за 1 ч 40 мин. Было не просто, шли медленно, у меня болела голова. Зато вниз сбежали быстро к завтраку.

Позавтракали. В нашей комнате дубак. Поглазели на англичанина, который улетал на вертолёте. Мы несколько раз пересекались с ним на треке, после трека он решил лететь в Луклу на вертолёте. Я ему почти завидую.

Спустились в Лобуче, отдыхаем. Мы остановились в Hotel Peak 15. Тут довольно комфортно и тепло. Встретили группу треккеров (Нуру с его клиентом поляком, и ещё 2х англичан). Поляки, Шеман и Евелина, из низ на гору собирается только Шеман. Англичане – 2 брата, которые трекят сами и идут в базовый лагерь Эвереста. Ещё были индийцы, но они особо с нами не общались. Получился хороший вечер в приятной компании. Полечили нашего Мохана таблетками от живота, надеюсь завтра ему полегчает.

Завтра забрасываемся в Lobuche high base camp (5200 м). Мнения, где этот camp,  разделились. В итоге все идут в одно и то же место, но у всех разная высота. Погоду завтра обещают плохую, снег и ветер. Зато есть шанс, что послезавтра повезёт и погода будет хорошей.

29 декабря. Среда. 11й день трека.

Снег валил всю ночь, засыпало все. Ещё и с ветром. Утром все это продолжилось и мы поняли, что никуда мы сегодня не выйдем. Тут с трудом можно выйти из домика. Я вылезла походила 2 м налево и 2 м направо. И пошла завтракать. На завтрак решила взять суп с нуделями и яйцо. Федя воюет с нардами, пытаясь посчитать фишки. Фишек недосчитали, зато нашли шахматы. Федя поучил меня играть. Я достойно проиграла. Блин, только 11 утра, а мы уже исчерпал весь запас развлечений. Снег валит стеной, красиво. Хорошо хоть мы застряли тут, в этой комфортной лодже, а не в Gorak Shep, где холодно и невкусно. В следующий час было сыграно ещё несколько партий, померян у всех пульс и насыщения крови кислородом, проведён эксперимент по сравнению этих параметров на разных пальцах, на руках и ногах, сравнили показания 2х разных приборов, сравнили показания до и после выкуренной сигареты. Нашли человека с насыщением 50%, убедились, что он ещё живой. Померили насыщения и пульс у Мохана, который тут местный, оказалась 65% и пульс 100, что полностью разрушило всю теорию акклиматизации.

К обеду снег прекратился и через тучи стало пробиваться солнышко. Но не надолго, снег снова повалил. В общем так провели день, читали, ели, болтали, играли в шахматы. Снизу из Дингбоче пришёл швейцарец из Ношателя. Он рассказал, что внизу долины навалило снега ещё больше, местами у них было снега по пояс на тропе! Федя рассказал нам о тёмной материи. Поляк Шиман (или Саймон) продул Федьке ещё несколько партий в шахматы. И тут пришёл из комнаты второй англичанин. Он опух и выглядит явно не очень. Плохо реагирует, явно ему нехорошо. В общем напугал нас. Мы изо всех сил убеждали их идти вниз, но он отказался. В конечном итоге его накормили таблетками и он немного ожил. Мы с Федей чувствуем себя прекрасно. Вообще мы отлично акклиматизировались и спали, ели и бегали как зайчики.

К вечеру снегопад утих, но не закончился. Посмотрим, что у нас будет завтра.

30 декабря. Четверг. 12й день трека.

Спали прекрасно, вообще мы спим с каждой ночью лучше и лучше. На утро все ещё не развиднелось. Мы коллективный разумом решили выходить после раннего обеда, те в полдень. Вышли вшестером: мы с Федей, Саймон с Нуру, и Мохан с Эвелин. Тропу к базовому лагерю замело, причём так, что местами по пояс. Соответственно тропу найти сложно. В принципе периодами попадаются туры, но отмечать тропу турами здесь явно не принято. Мохан дошёл с нами до места, которое называется “базовый лагерь”, выше него тропа забирает круто вверх. Мохан отдал нам вещи и пошёл с Эвелин вниз в Лобуче. А мы, груженые пошли вверх. Ну что сказать, тяжело, когда круто и снег много. Нура и Саймон тропили большую часть пути, что нам очень помогло. Они шли налегке, так как им лагерь должны были принести и поставить портеры. Нура помог мне и взял у меня верёвку. Последний вылаз довольно не очевидный и без кошек стремный, особенно с тяжёлыми рюкзаками и по обледенелым скалам. Нура вылез и подстраховал нас верёвкой. На высоте 5200м мы разделились. Нура с Саймоном пошли вниз к озеру, где у них должен был быть поставлен лагерь. А мы решили не спускаться и поставить палатку в ямке наверху. В общем до high base camp мы дошли за 3 с половиной часа. Пока утоптали площадку, поставили лагерь почти стемнело и мы толком не успели посмотреть путь. Да оно и не очень понятно – скалы занесены снегом. Вечером было холодно, я согревалась с помощью бутылок с водой в спальнике. Но мы быстро нагрели палатку и спали нормально.

31 декабря. Пятница. 13й день трека.

Проснулись в 4 по будильнику. Темнотень, хоть глаз выколи, холод жуткий. Решили ещё поспать, выходить в темноте все равно нет смысла – дороги не видно. Вышли с рассветом. Снега по колено, местами выше. Снег лежит на гранитный слабах. Мы в кошках шли, так что не так плохо, но все равно за час прошли всего 150м и замумукались страшно. А наверху ещё снега – лезть не перелезть. В общем стало окончательно понятно, о чем вчера мы и догадывалась, вершина нам не светит. Нуру с Саймоном вообще не вышли наверх. Мы их видели с нашего маршрута, они из их кемпа пошли сразу вниз. В общем развернулись мы и по солнышку спустились в наш лагерь. Высушили все, приготовили ещё еды, собрали шмотье и пошли вниз, через озеро, те другой дорогой. Там уже Нуру с Саймоном протропили. Рюкзаки по 15 кг, снега местами выше колена, гранитные слабы, в общем устали. Спустились в маленькую деревеньку между Лобуче и Дингбоче, где мы собирались встретится с Мохоном и отдать ему часть груза. И получаем от него сообщение, что он заболел. У нас в Лобуче остался рюкзак с небольшим количеством барахла, которое мы не взяли на гору, и с лёгкой обувью. Нам ничего не оставалось, кроме как попить чаю и пойти в Дингбоче самим в высотных ботинках и с кучей барахла. В общем спуск от нашего лагеря до Дингбоче у нас занял 4 ч 40 мин. Устали. А сегодня ещё Новый Год. Праздничного настроения ноль. Нам надо как-то получить нашу сумку из Лобуче, организовать перенос вещей в базовый лагерь Айленд пик, и потом все наше барахло дотащить до Луклы.

Заказали супа, выпили пива для поднятия настроения и вдруг видим, идёт наш Мохан. Сумку ему помог донести парнишка из лоджи, где мы ночевали в Лобуче. Коллективный разумом лечили Мохана. По всем признакам у него развилась горная болезнь: у него уже несколько дней низкий кислород – 60-65%, болит голова, отёк. Хорошо хоть он сошёл ниже в Дингбоче. Мы его пытались уговорить идти вниз, хотя бы на пару дней, но он уперся.

Новогоднего настроения нет, в лодже мы одни, кроме нескольких непальцев, которым новый год пофиг. Как всегда холодно. Для поднятия настроения выпили пива. Не помогло. Пошли спать пораньше, так как устали прилично.

1 января. Суббота. 14й день трека.

Проспали до 9 утра, те 12 часов. Спать мы тут научились. Небо затянуто, но пробивается солнышко и нагревает постепенно наш замерзший мир. Нам бы надо было бы просушить наше барахлишко. Ждём завтрака и смотрим погоду. Снега не обещают, но обещают сильный ветер и особенно 3 января, те в день, когда мы планируем идти на гору. Ну и особенно холодную ночь – 30С. Мохан больной, но вроде обещал найти нам портеров до базового лагеря. Ох, все это какой-то не добавляет мотивации.

Сегодня очень солнечный и тёплый день. Погуляли по Дингбоче, купили сникерсов. После обеда ситуация с портеров все ещё непонятна. Это начинает напрягать.

К ужину вроде стало прояснится. Риши вызвонил другого гида/портера по имени Ануп, который сейчас в Пирамиде и либо сегодня вечером, либо завтра утром должен прийти в Дингбоче и помочь нам дотащить наше барахло до базового лагеря (5050 м). А дальше мы сами донесем ещё на 400 м вверх до верхнего лагеря (5450 м). Это было бы очень хорошо, иначе нам бы пришлось самим переть весь наш груз до верхнего лагеря.

Очень холодно и сложно выходить очень рано. Обычно группы выходят в 2 ночи, чтобы зайти на вершину и спуститься до посёлка. В нас напряжёнка со временем и нам обязательно надо с горы спуститься, собрать наш лагерь и дойти до Дингбоче. Иначе мы не успеваем на самолёт. А это значит, что на горе надо быть рано. Все было бы проще, если бы у нас был дополнительный день, тогда можно было бы после горы просто переночевать в базовом лагере. В общем мы так и закладывались в начале, но из-за Федной болезни и из-за снегопада мы потратили наши 3 запасных дня.

2 января. Воскресенье. 15й день трека.

Ура, утром пришёл Ануп. Оказалось, что он крутой высотный портер. Был 3 раза на Эвересте. И сейчас в команде немца, который с нашим агентством Сатори Адвенчерс собирается идти соло на Эверест зимой по какому-то сложному маршруту. Они переживают непогоду в Пирамиде. Ануп взял нашу 25 кг сумку и пульнул с такой скоростью, что я их с Федей еле догоняла. За полтора часа они до бежали до Чукунга. Потом мы понеслись с той же скоростью в Base camp. Снега все ещё много, но тропу уже кто-то протропил. Недалеко от Чукунга обогнали группу из 3х тайцев с гидом и портером. Они собирались тоже на Айленд пик. Честно говоря выглядили они не очень: шли совсем медленно, одежда фиговенькая и тд.

В базовом лагере переобули высотных ботинки. Наш портер предложил за 5000 рупий дотащить нам вещи до высотного лагеря. Конечно же мы согласились. Это ещё 400 м вверх тропежки! Он не только запер нам лагерь, но ещё и протропил всю дорогу, мы только успевали за ним. К вечеру поднялся ветер и Ануп помог нам расчистить место и поставить палатку. Втроем это было легче, чем вдвоём. В сумме получилось от Дингбоче до высотного лагеря на 5400 м мы дошли за 7 часов и всякими отдыхами и фото.

На завтра meteoblue обещал ветер 100 км/ч, который запускался в 9-11 утра. А inreach не обещал ветра вообще. Мы решили, что стартанем в 3 ночи и попытаемся успеть до сильного ветра. Ну а не получится, так и ладно, другого варианта у нас все равно не было, нам надо было завтра сваливать в Дингбоче, иначе мы не успевали на самолёт.

3 января. Понедельник. 16й день трека.

В палатке было тепло. Спали хорошо. На улице нереальный дубак, – 30С, не выше. Ветра нет. Вышли в 3 ночи. Темнота полная, ни намёка на луну. Дорога отмечена турами, но плохо, все время сбиваешься в пути. Снега немало. По пути много мест под палатки. С грехом пополам за 3 часа дошли до “crampon point” на 5800 м, те поднялись на 400 м. В этот момент стало светать. У меня мерзли ноги и я очень ждала солнца. Фигу, солнце не вышло, зато начал усиливаться ветер. Мы плюнули и пошли вниз к палатке. На 100 м выше нашей палатки встретили группу тайцев. Они вышли в час ночи и за 5 часов поднялись на 500 м. Ясно, что вершина им тоже не светит никак.

В палатке приготовили еду, чай, упаковали все вещи и собрались ждать Анупа, который обещал прийти за нами к 11 часам. Часам к 9 ветер усилился, а в 10 начался обещанный ураган. Холодный ветер около 100 км/ч со снегом. Мы пережидали в палатке. Ануп нас не бросил и в 11:15 пришёл. Втроем мы собрали палатку и пошли вниз. Ветер в прямом смысле сбивает с ног. Что сейчас на вершине, даже страшно подумать. Внизу полегчало и часам к 4 мы пришли в Дингбоче.

4 января. Вторник. 17й день трека.

Позавтракали и в 9 утра вышли в Намче. Ануп хотел как можно раньше вернуться в Пирамиду. По этому к нам выслали замену ему, портера Ангу Пала, который поднимался нам навстречу из Намче. В Тенгбоче мы встретились. Ануп передал наше барахло Ангу Палу и мы после обеда пошли дальше в Намче. Переход Дингбоче – Намче Базар у нас занял 7 часов. На пути встретили 3х иранских маунтин байкеров, которые тащили байки вверх. Капец. Не мы одни долбанутые.

Поселились в том же отеле (Hill Ten). Теперь он уже не казался нам таким отвратительным. Сделали административные дела, а именно заплатили деньгу за мусор (1600 рупий за 2 горы) в конторе. И отправились вкусно есть!!! Наконец-то нормальная еда, пиво и кофе в Sherpa Barista. Это божественно.

5 января. Среда. 18й день трека.

Отель все-таки отвратительный. Самый грязный и мерзкий на всем треке. Даже с завтраком пытались надуть нас. Обещанную сосиску не дали, вместо разрекламированного сока налили мерзкий юппи.

В спокойном темпе дошли сначала до Пхадинга, где пообедали. А потом и до Луклы. В Лукле поселились в самый крутой отель. Не знаю сколько стоить будет, но оно нужно было для поднятия духа. Одна горячая вода уже бесценна. Кстати, встретили нашего Мохана, который ждал нас и чаевых. Намылись и пошли есть-пить. Irish pub был первым на нашем пути. Мир тесен в пабе встретили швейцарца, у которого папа немец, мама – полька и который говорит по русски. Он приехал с одной “пати” из Катманду на другую “пати” в Луклу. Не знаю, с чего он решил, что Лукла – это центр ночной жизни. Тут по ночам только собаки брешут. Не найдя тут “пати” он затусовал с нами. Мохан достал названивать нам, все хочет нас затащить в отель на ужин. Видимо гиды и портеры получают мзду за то, что их клиент есть в лоджии. Фигу, мы уже оторвались городе, местным барам тоже надо помогать зарабатывать. Хотя наш отель предлагал хорошее меню, никаких нареканий в из сторону.

На улице к вечеру туман и дождик, надеюсь завтра улетим. Купили местный ром и выпили перед сном с чаем.

6 января. Четверг.

Утро было облачно. Ещё на кануне Мохан забрал наши билеты и каким-то Макаром разрулил все вопросы с самолётом. Прождав 3 часа мы всё-таки улетели в Катманду. Причем в этот раз за наш перевес мы заплатили 1500 рупий вместо прошлых 2500, хотя вес уменьшился несущественно (на 6 кг). Возможно тоже дело Мохана.

По прилёту оказалось что нас встречает и наш отель и Сатори Адвенчерс. Ну ладно, 2 встречающих лучше, чем никого. Заселились в отель и первым делом помылись, благо была горячая вода. Потом хорошенько поели в японском ресторане и отправились на площадь Дурбар. Решили пойти пешком, так как идти недалеко, минут 15-20. За вход пришлось отдать 1000 рупий с человека. Это жесть, такой грязищи я ещё не видела. Вообще на площади предполагалось смотреть дворцы и прочие архитектурно-исторические памятники. Но как же там все грязно. К тебе постоянно пристают нищие, псевдо экскурсоводы, торговцы. Европейских туристов практически нет. В общем мне не то что не понравилось, я как в шок впала, так из него и не выпала.

На вечер договорились пойти в ресторан с Риши. Он выбрал пиццерию. Оказалось не плохо. Не Италия, конечно, но пицца на открытом огне. Вкусно, особенно после трека.

Отели Катманду отдельная песня. На первый взгляд полно отелей по цене 10-15 $ за ночь и с офигенным отзывами. Но в реальности максимум шика – это горячая вода. Остальное все шумно, грязно, не вкусно. В нашем отеле за 19 $ за ночь был бесплатный трансфер из аэропорта, сносный бесплатный завтрак (это мне от booking.com подарок как активному пользователю), хорошая кровать и горячая вода. Казалось бы, самое основное. Но такие простые вещи, как подмести пол, помыть раковину и прикрутить шуруп для фиксатор душа – не, о таком тут не думают.

7 января. Пятница.

Сегодня отправились смотреть ступу Боднатх (Bouddhanath Temple). Поехали на такси. Сторговались за 1000 рупий туда-обратно. Вход стоит 250 рупий с человека, но мы следуя инструкции интернета прошли бесплатно. Красиво, много сувенирные лавок, торговцы так же пристают, но все на много приличнее и чище, чем на площади Дурбар. Много кафешек на крыше с видом на ступу. Попили кофе, купили сувениров, пообедали во вьетнамском ресторане.

Наш таксист попытался содрать с нас больше денег, типо за ожидание. Не дали.

После возвращения в Тамель я отправились в СПА на массаж. Приятно и об этом я мечтала на треке.

Тест ПЦР на Ковид сдали прям в отеле – за 1800 рупий к нам пришёл лаборант из клиники и все сделал. Спасибо отелю за организацию.

8 января. Суббота.

Сегодня вечером мы улетаем. Хочется сказать, что мы наконец-то улетаем из Катманду, потому как уже устали от грязи, пыли, шума и тд. Отель распечатал наши ПЦР тесты. Мы оставили наши баулы на ресепшене и пошли гулять.

Сегодня поехали смотреть Сваямбунатх (Swayambhunath Stupa и the Monkey Temple). На такси за 500 рупий. Красиво, грязища, конечно, но можно потерпеть. Комплекс из нескольких ступ на холме.

8 января. Воскресенье. Эпилог.

Booking очень порадовал. Оказалось, что у меня набралось столько букингов, что мне подарили бесплатное такси. Такси от женевского аэропорта до нашего дома – это 100 франков! А у нас ещё баулы со снаряжение. Так что бесплатное такси – это было прям то, что нужно. А дальше – home sweet home – Швейцарские и Французские Альпы из окна, красное вино, стейки, раклет, фондю и много житейских радостей.

О непальской еде:

Наверное было бы правильнее написать о еде на треке. В городе, кстати, можно очень хорошо поесть. На треке в лоджах еда очень похожа и её несколько видов:

Дал Бат – рис, супчик из чечевицы и маленькая кучка тушеных овощей типо картошка-морковка. Обычно добавку риса и супчика дают неограниченное. Это типичное непальские блюдо. В принципе нормальное, но быстро приедается.

Момо – пельмешки с начинкой в виде овощей, картошки, тунца, курицы и тд. Вкусно, но дорого, так как стандартная порция небольшая, и опять же приедается со временем. Начинка по вкусу отличается слабо, скорее всего потому что там все равно большая часть овощи, а мяса совсем мало.

Другие блюда из риса. Это обычно фрайд райс с овощами или яйцом.

Нудели или макароны – чаще всего их переваривают.

Жареная картошка – чаще всего её недожаривают.

Прочее – это типо дорогая европейская еда, пицца, бургеры, стейки. Вот это непальцы вообще не умеют готовить. В городах побольше есть шанс получить неплохой бургер в ресторане или кафе, но на треке в лоджиях шансы не велики.

Выводы:

1. Зимой в Непале может быть очень холодно. Не просто холодно, а оооочень холодно. Ночью может быть запросто – 30С на улице (что переносится нормально) и – 10С в лодже (что совсем не уютно). Нам конечно еще и “особо повезло” – зима настала практически на месяц раньше, даже непальцы удивлялись.
  2. Лоджии холодные, в палатке теплее и уютнее. В лоджах кажется, что холоднее, чем на пике Ленина в 3м лагере на 6100м.
  3. Еда первые 3 дня нормальная, но потом приедается. Каждый день одно и то же. Надоедает. Но, опять же, у нас выбора было не много – большинство лодж было закрыто.
  4. Шансы на удачное восхождение, зимой конечно же ниже. Может быть и снегопад и ветер и тд.
  5. Ночью опять же очень холодно. Из-за этого я бы не выходила на восхождение в темноте. На солнце шансы на удачное восхождение выше. Если есть опасения не спуститься засветло в посёлок, то можно запланировать заночевать в палатке после горы. Опять же, в палатке теплее, чем в лоджии. Надо просто взять лишнюю еду на 1 дополнительную ночь, что примерно 500 г на 2 человека.
  6. Газа 1 большой баллон на 450 г хватает с большим запасом на 2 ночи в палатке с топлением снега и при холодной погоде (-30С), но при условии хорошей горелки (у нас MSR reactor).
  7. Еда на треке дорогая, особенно питье. Можно немного экономить, если использовать газ и кипятить чай.