Траверс Альп на лыжах на Пасху 2016.

Climbing Chaltwasserpass

Пасха в этом году в Европе была ранняя – это хорошо для скитура. В принципе в начале мы планировали поехать в Испанию в Монсеррат полазить. Специально даже купили миниван под это дело. Но в последнюю неделю перед отъездом выяснилось, что в Испании будет холодно и дождливо. Ехать 10 часов на машине в холод и дождь как-то не хотелось. Так что в последний момент мы все переиграли.

Вообще Пасхальные каникулы – это горячая пора для скитура. Особенно для популярных маршрутов в Альпах. По нормальному, надо все хижины забронировать заранее. Если хочешь ночевать в хижинах без сервиса, то лучше спланировать маршрут так, чтобы не попадать в такие хижины на выходные, т.к. тогда есть риск, что тебе не хватит места и придется ютиться в уголке. Но, как выяснилось, если сместить все на 1 день и стартовать не в пятницу, как все, а в четверг, то можно найти места в хижинах даже в самый пик сезона и в самый последний момент.

Итак, наш план был пересечь Бернские Альпы, часть Лепонтинских Альп и часть Пеннинских Альп. Т.е. начать с перевала Юнгфрауйох  и закончить на перевале Сан Бернард. В принципе можно было бы уйти и дальше в Италию – Францию и финишировать в Шамони. И таким образом включить в наш план известный маршрут “Haut Route”. Но, во первых, мы уже делали Haut Route (Церматт-Шамони) несколько лет назад, во вторых, переход из Сан Бернара в Ла Паллюд не очень интересный и довольно лавиноопасный, в третьих, на это надо дополнительных 2 дня, которых у нас не было.

День 1. 24 Марта. Четверг. Geneva – Jungfraujoch – Jungfrau – Konkordiahütte

Старт из Женевы в 4h56 утра уже бодрил. Мы попали на самый первый трамвай, который довез нас до вокзала. В Гиндельвальд (Grindelwald) приехали в 08:39, и на Jungfraujoch оказались в 10h22. Для такого путешествия лучше заранее приобрести деми-тариф, т.е. билет, который позволяет пользоваться швейцарским транспортом за пол цены. Это очень выгодно, т.к. один только билет Grindelwald – Jungfraujoch вам обойдется в 102.20 франка в один конец.

Погода была прекрасная, солнце, ветер несильный. Мы поднялись на Юнгфрау по классическом маршруту с Jungfraujoch (3471 m). Jungfrau: Par le Rottalsattel et l’arête SE (Voie Normale) (4158 m) (+1438 m). Это самый простой вариант восхождения. Но из Женевы, без акклиматизации даже это было непросто. Сердце выскакивало, дыхания не хватало. Но, на удивление, мы двигались довольно быстро, даже догнали группы, которые шли перед нами. На Rottalsattel мы оставили лыжи и поднимались в кошках. Мы не связывались, т.к. подъем был довольно простой. На вершине были в 15:00.

На спуске снег был тяжелый – очень жесткий обледенелый фирн. Уже внизу ледник Grosser Aletschgletscher довольно плоский. Так что добраться до хижины Konkordiahütte (2850 m) заняло какое-то время. Небольшой бонус в конце – к хижине надо подниматься метров 150 по лестницам. Лыжи мы оставили внизу. Хижина большая, но не смотря на это, очень удобная. Konkordiahütte, как и некоторые другие хижины, можно забронировать онлайн. Ссылка на сайт бронирования внизу рассказа. Мы пришли уже поздно, но к ужину успели.

Тайминг вышел такой.

11:00 – Jungfraujoch

15:00 – Jungfrau

18:30 – Konkordiahütte

Day 2. March 25. Friday. Konkordiahütte – Grünhornlücke pass – Konkordiahütte

Мы устали вчера и сегодня решили особо не напрягаться. Тем более погода очень способствовала – падал снег, который во второй половине дня перешел в дождь. Видимость была плохая.  Зато были и плюсы – тихо, безветренно, и не надо никуда торопиться. В общем день отдыха.

Мы вышли в 9:00, спокойно зашли на Grünhornlücke pass  (3280 m) (+430m / -430m, 11:00) и вернулись в Konkordiahütte в 12:00. На обратном пути нас немного подмочил дождь, но в целом мы успели до непогоды. В общем самый кайф – всего полдень, а ты уже в хижине. Можно пить литрами чай, можно и винца, съесть что-то вкусное, можно проспать несколько часов днем, можно листать книжки про горы, которых много в хижинах.

Day 3. March 26. Saturday. Konkordiahütte – Gross Grünhorn – Fiesch

За предыдущую ночь все завалило снегом. Кроме того всю ночь завывал жуткий ветер, который так и не прекратился к утру. Планы были зайти по классическом пути на Gross Grünhorn: Boucle Grunegghorn >> Versant W (+1444 m / -1400 m). Вышли мы поздно, в 7:00, т.к. очень не хотелось покидать теплую хижину. Оказалось, что на нашу гору идет целая толпа. Мы не возражали, будет кому протропить дорогу. Мы пока еще не до конца акклиматизировались и совсем не рвались вперед. На леднике Glacier du Gross Grünhorn довольно много трещин, но у нас он был прекрасно засыпан снегом. Когда мы подошли к скальной части, что все, кто был перед нами уже надели кошки, связались и вылезли на скалы. Мы с Федей, решили, что кошки мы наденем, но связываться не будем, так быстрее. Скальная часть довольно простая. На вершине Gross Grünhorn (4043 m) мы были в 13:20. К нашему удивлению, на подъеме мы обогнали  довольно много групп. А на спуске, всех оставшихся, и насладились потрясающим спуском по свежем пуху.

На Konkordiaplatz (примерно 2700 m) мы отдохнули, предвидя спуск по Aletschgletscher. Как я уже писала, ледник очень пологий. И спуск по нему различной степени гемморойности в зависимости от условий. Если у вас есть лыжня, то вы просто съедите, изредка толкаясь палками. В противном случае, придется одеть скины и идти несколько км по горизонтали. Нам очень повезло, какой-то добрый человек протропил лыжню. Мы потом выпили за этого замечательного товарища.

От Marjelensee (2302 m) начинается подъем до озера Vondensee и домика Gletscherstube Hütte (2373 m). На уровне этого домика находится вход в туннель, который важно не пропустить. По туннелю можно существенно сократить дорогу, т.к. не надо подниматься на перевал. В туннеле есть маленькая часовня. Туннель примерно 1 км длиной. Из него вы довольно быстро попадаете на горнолыжный курорт. На курорте надо обязательно дотраверсить до станции Fiescheralp (2212 m), откуда ходят кабинки вниз. Кабинки работают допоздна (последняя вроде в 18:30 уходит), даже когда остальные подъемники курорта уже закрылись. Мы, не доехав до Fiescheralp, увидели трассу, обрадовались и поехали по ней вниз. В результате оказались внизу кресельного подъемника Heimatt, откуда можно выбраться только через верх. Через верх не вышло, т.к. креселка была уже закрыта и нам оставалось только одно – продолжить спускаться вниз. На лыжах, пока снег не кончится, и потом пешком. Снег кончился примерно на 1300 m. И 250-300 m нам пришлось спускаться пешком до поселка Fiesch. Сначала по дороге, потом по огородам и частной собственности.

В поселок спустились в 19:30, уже стемнело, но мы довольно быстро нашли наш отель Hotel Schmitta. Бинго! Горячая ванная, чистая одежда, рОсти (местный гастрономический спешиалитет) и пиво!!!! Ах какие у них подушки! Вот когда понимаешь, что жизнь удалась.

Day 4. March 27. Sunday. Fiesch – Binn (1400 m) – Fäld – Binntalhütte (2265 m)

Это участь скитура мы уже делали несколько лет назад. Их Fiesch на автобусе доехали до поселка  Binn (1400 m). Дальше автобус не ходит, но дорога есть. Можно попробовать поймать машину. Мы просто прошли на лыжах вдоль обочины до Fäld (1623 m). Дальше начинается подъем к хижине Cabane du Binntal (2265 m). Бинталь – очень приятная хижина. В прошлый раз мы там были вообще одни. Сейчас тоже народу было не много – парочка скитуристов и группа из 10 гарных голланских дивчин с гидом. Дивчины были на снегоступах и приперли неимоверную кучу еды – фондю, сметану, варенье…. и тд. И еще собаку за компанию притащили 🙂

Day 5. March 28. Monday. Binntalhütte (2265 m) – Bocchetta d’Arbola / Albrunpass (2409 m) – Alpe Dèvero (1631 m) – Scatta d’Orogna (2461 m) – Rifugio Arona (1769 m)

Условия – было видно куда идти. Этим все сказано. Не то что в прошлый раз, когда валил снег и видимость была вообще нулевая. Из Cabane du Binntal (2265 m) поднялись на перевал Bocchetta d’Arbola / Albrunpass (2409 m). От туда прекрасный спуск в озеру Lago di Dèvero.  Тучи разошлись, видимость улучшилась. Озеро лучше пересекать ближе к правому берегу. На другом конце озера поселок Alpe Dèvero (1631 m). В этот раз в поселке было довольно много людей, даже работал лыжный подъемник. В прошлый раз не было ни души.

От поселка мы поднимались по правому берегу. Погода была не солнечная и склоны не растопило. Это позволило на максимально оттраверсить склон по правому берегу и минимально потерять высоту. В солнечный теплый день лучше пройти по низу долины, иначе будет лавиннопасно. На всем подъеме до перевала Scatta d’Orogna (2461 m) мы так никого и не встретили.

До следующего перевала – Passo di Valtendra (2431 m) мы тоже оттраверсили склон справа, практически не потеряв высоты. Дальше был долгий спуск в поселок Alpe Veglia. В поселке несколько домиков, но зимой там никто не живет. Хижина Refuge Arona (1769 m) находится в левом конце поселка и довольно высоко, так что лучше не промазать, иначе придется карабкаться наверх. Раньше в хижине была печка, но в этом году ее убрали. Видимо боятся пожаров. Но все равно хижина довольно уютная. Есть посуда, большие кастрюли, чтобы топить снег, теплые одеяла. Хижина рассчитана на максимум 9 человек. Мы, как водится, были одни.

Day 6. March 29. Tuesday. Rifugio Arona (1769 m) – Chaltwasserpass (2770m) – Hospice Simplon (1997m)

Утром погода была прекрасная – хорошая видимость, тихо и безветренно, солнышко, но не жарко. Максимально оттраверсили справа в сторону Chaltwasserpass. Перевал Chaltwasserpass (2770m) на подходе смотрится страшновато. На самом деле, ничего такого. Немного обледенелых скал. В прошлый раз мы пролезали в кошках. В этот раз даже кошки не понадобились. В принципе, если прыти много, можно зайти на Monte Leone (3553m). Но мы этого делать не стали, ни в прошлый раз, ни сейчас. Уж слишком мрачно выглядит гора и нависающий ледник.

Спуск в сторону Hospice du Simplon – сильный траверс налево. Очень важно не упустить этот траверс и не спуститься ниже, иначе придется либо вылезать наверх, либо спускаться совсем к дороге (в прошлый раз мы спустились на крышу тоннеля 🙂 ) и потом выходить по ней вверх к перевалу Simplon pass.

Hospice du Simplon находится на самом перевале Simplon pass. Хоспис – настоящий действующий с монахами. Но это не мешает им подавать вино к ужину :). Вообще Simplon pass – важно стратегическое место, там периодами проходят военные учения и стрельбы. Расписание и карта стрельб вывешивается на перевале на автобусной остановке и в хосписе. Причем, кто не знаком со Швейцарией, хочу предупредить – стреляют по честному, прям по скалам, так что лучше не шутить. Вечером как раз по перевалу танки ехали, к завтрашним стрельбам готовились.

Day 7. March 30. Wednesday. Hospice Simplon – Zermatt

Утром было невидно ничего. Вот прям совсем ничего. Мы даже встали на лыжи, но через 5 метров поняли, что никуда не уйдем. Еще и стрельбища были запланированы так, что безопасным оставался маленький проходик в горах. Уж не знаю как они там стрелять собирались с такой видимостью, но рисковать не хотелось. А ну как промажут. Либо они со своей целью, либо мы, стараясь отыскать этот самый безопасный проходик.  Решили, что лучше уж мы попробуем добраться до Церматта с использованием механических средств – быстро, тепло и безопасно. Ага, как же. Машину поймать оказалось не так просто – на обочине нас не видно из-за тумана, а под колеса выходить не хочется – страшно. Минут через 30 все-таки остановили какого-то доброго дядьку на развалюхе и он нас довез вниз в Бриг. Внизу, как назло, никакого тумана и ослепительное солнце.

На поезде добрались до Церматта, наелись сосисок и булочек. Ночевали в отеле Hotel Helvetia. Прогноз погоды был везде откровенно плохой. Единственное место, где было хоть как-то прилично – это на самом востоке Швейцарии в кантоне Graubünden или Grisons по французски. Grisons, кстати, самый большой и самый богатый кантон Швейцарии, и говорят там на ретро-романском языке. Мы там не разу не были, так что решили отправится туда.

Zermatt! Hotel with the balcony and a view to the main street!

Day 8. March 31. Thursday. Zermatt – Scuol – Heidelberger Hütte

На поезде проехали через всю Швейцарию до Scuol. От поселка поднялись на нескольких подъемниках наверх горнолыжного курорта Motta Naluns. На последнем бугеле надо подняться на Champatsch. На старте бугеля есть будка с суровым дядькой. Дядьке надо сказать, что вы не кататься на курорте, а на скитур, тогда он отдаст 15 франков (из 30) обратно.

На верху было туманно. Снег в этом регионе совсем другой – мокрый и теплый. В Гризоне вообще климат сильно отличается от всей Швейцарии. Худо-бедно добрались в этой плохой видимости до Heidelberger Hütte (2264 m). Хижина очень большая, народу полно, но комфортно (для такой большой хижины) и кормят хорошо.

Day 9. April 1. Friday. Heidelberger Hütte – Heidelberger Spitze – Heidelberger Hütte

Погода тихая, безветренная, с тучками. Сходили на 2 горки на Piz Larain (3009 m) и затем на Heidelberger Spitze (2965 m)

Ночевали снова в Heidelberger Hütte (2264 m)

Day 10. April 2. Saturday. Heidelberger Hütte – Scuol – Geneva

Просто отправились домой через перевалы Fourcla Davo Dieu (2807 m) и Fourcla Champatsch (2730 m). День выдался теплый, приятный, спокойный. Самое то для завершения отпуска. Heidelberger Hütte – Scuol – Back to Geneva

More Photos

Reservation of some swiss huts