Summer Alps 2018. Switzerland-France-Italy. Part 2.

Alps 2018. Часть 2. Шамони. Becco Meridionale. Массив Ecrins. Aiguille du Dibona

17.08 пятница

Спали до упора. Завтракали и загорали еще часа 3. Уже сильно после обеда отправились в Шамони. До свидания, Бернские Альпы. Здравствуйте, Французские. Заночевали на старте трекка Беррард.

18.08 суббота

Спали тоже до упора. Потом поехали развлекаться в Шамони. Накупили всякой снаряги – распродажи аж до 80%. Купили недостающее для наших планов – еще один жумар, топо, пару пенок для ночевки на леднике. Планы – заброситься на ледник Glacier de Geant и полазить там дня 3.

19.08 воскресенье

Пол ночи мешали спать какие-то дебилы, которые обкурились и слушали а полной громкости арабско-французский реп в машине. Утром рано вставать было лень. Пока позавтракали, пока собрались, пока дошли до подъемника, было ужа часов 10. Билет на 2х туда обратно до Aiguille de Midi стоит 102 евро. Медленно дошли до нашего ледника Glacier de Géant. Идти было тяжело, все-таки палатка, газа и еды на 3 дня и тд. Еще и железа  полная выкладка. На леднике уже стояло несколько палаток. Разровняли место и поставили палатку. Палатку, кстати, вяли побольше – так комфортнее. Еще мы не зря  купили дополнительные пенки. В результате cпали на 2х – 1 обычную серебряную пенку снизу и поверх – надувную толстую. Я быстро перебралась на Федину пенку. У него надувная 5 см толщиной, а у меня 2.5 см. Разница очень заметна. В остальном было тепло. Но у нас спальники на -30С рассчитаны.

20.08 понедельник

Народ начал бежать к маршрутам аж с 5 утра, если не раньше! Это с учетом, что из хижины им еще как минимум час хода. Рассвет в 6:30, но в 6 уже что-то видно. Мы собирались лезть маршрут Voie des Suisses на Grand Cаpucin. Вышли в 6:30. Бергшрунд обошли по скалам – иначе очень сложно. Вообще следует отдельно сказать про поиск старта на подобных маршрутах. Если маршрут стартует со снега или ледника, то часто старт найти очень сложно. Рано по сезону он может быть просто засыпан снегом. Поздно по сезону – наоборот, бергшрунт может стать довольно сложным. Плюс еще с каждым годом ледник отступает и если топо старое, то можно обнаружить, что за последние лет 5-10 ледник отступил так, что у маршрута образовалась дополнительная длина. Вот и получается, что маршрут категории 4 может получить первую длину 6с :). Так что, если ты на этой скале в первый раз, то тратится какое-то время на поиск начала маршрута. В темноте искать что-то бессмысленно. А если ты знаешь, что и где, то можно и по темноте подходить.

Перед нами была одна связка – мы обрадовались, что только одна. На других маршрутах народу тьма. Начало нашего маршруту “после бергшрунда в 100-150 м легких скал”. В поисках старта мы пролезли примерно 3 веревки эих самых легких скал категории 3-4, пока лезли нас обогнало еще 2 связки. Они не стали лезть по скалам, а пробежали по сыпухе, грязи и прочему дерьму. Нам надо было не тупить и не изображать из себя скалолазов, а тоже бежать по этому г…. Еще одна связка пришла сбоку, они слиняли с соседнего маршрута. Короче перед нами оказалось 4 связки и еще после нас 2. Это мы еще к старту не подошли, а что будет дальше? Народ идет и идет по леднику. Люди перед нами лезли не быстро, в результате образовалась пробка. Мы планировали пролезть маршрут часов за 6 максимум и быть на вершине к 12-13 дня. В результате к 4 дня мы были еще только в 3х веревках от вершины. Пошел град. Причем такой нормальный, 5мм диаметром. Мы единогласно решили дюльферять. Жалко, что не долезли совсем чуть чуть. На дюльферах еще и заклинили веревку 2 раза. Мы дюльферяли по маршруту. Это не самый хороший вариант, тк очень легко заклинить веревку. Если долезаешь до верха, то лучше спускаться по соседнему маршруту, он прямее и вертикальнее. В палатке мы были в 6 вечера. Град прекратился. Он застал кого где. Какие-то связки остались на маршруте. Одна сдюльферяла уже в 12 ночи, а одна – в 2 ночи. Короче весело в Альпах в августе. Мы напились капучино и наелись шоколада. Я вообще взяла еды с запасом. И смотрели на мир из нашей уютной палатки.

21.08 вторник

Решили, что рано мы не встанем. Очень уж противно в темноте возиться в палатке. В этом мы проигрываем по времени людям, которые стартуют из хижины Торино. Им конечно идти лишний час. Зато на готовом завтраке и из тепла.

Мы собрались лезть маршрут Lépinel на Trident du Tacul. Подошли под маршрут часам к 7:30. Никого! Только связка стартует на Бонатти 6с+ .  Пока поискали старт, подумали, как начать лезть – по фиговому снегу или по фиговой скале? Вдруг смотрим снизу бежит прям толпа народа – связок 7-8 по 2-3 человека!!!!. И сходу на фиговый снег мимо нас! Нет, уж тут мы решили, что фигу, и тоже в параллель рванули на этот фиговый снег. В общем вклинились между 1 и 2 связками. Оказалось, что это школа гидов устроила выпускной экзамен. И, надо ж нам так свезти, что на “нашей” горе . Но потом все напряжение рассосалось. Мы вполне вежливо, но решительно сказали, что наше место тут. Они не менее вежливо согласились – а куда им деться? В общем так и лезли. Лезли, кстати, быстро. Первая связка задавала темп – они четко знали куда лезть, чем нам очень помогали. Следующая за нами связка в нас не уперлась ни разу, но и не отставала. Я с ними болтала на станциях. В общем вполне дружно долезли до вершины. Маршрут мне понравился, но он непростой, сложнее чем ожидалось. Как сказал один из гидов, это alpine style а не climbing, те люди век назад с 1 крюком и стальными яйцами размером с дыню пролезли и назвали это категория 4. Спустились к палатке в 14 дня и, только сняли рюкзаки, пошел град, который перешел и дождь на всю ночь. В общем успели как раз! А народ с самых разных маршрутов еще долго бежал мимо нашей палатки. Рановато град пошел, по прогнозу должен быть после 5 дня. Ну кто ж в прогноз в горах верит на 100%, вот вчера град вообще не обещали, а он нас с горы смыл.

Мы доедали постепенно нашу еду. В итоге мы все рассчитали правильно – еду и количество газа. На 3 дня с топлением воды у нас ушло 2 баллона газа по 230 мл. Но газ хороший. На двоих получилось примерно 2 л воды утром (мюсли заварить и по 2 чашки чая-кофе), те же 2 л, когда спустился на суп-чай-кофе, на ужин те же 2 л на суп-второе и чай. Ну и на маршрут 2-3 л на двоих. Те примерно на двоих 8-9 л воды в день.

22.08 среда

Погоду обещали фиговую уже с 2х дня. Так что надо сваливать. Собрались, просушили все на солнышке и пошли к станции Aiguille de Midi. Часа за 3.5 дошли. На станции Федя принес чудесный горячий шоколад и какую-то поджаренную булку с колбасой! Тучки натягивало, но в Шамони еще было солнышко. Мы просушили наше барахло, запихали все в машину. Машина у нас на все 3 дня была оставлена на стоянке “24 часа максимум”. Мы решили, ну раз она там так хорошо и безнаказанно стояла все 3 дня, пусть еще постоит, и пошли в душ и ресторан.

Боже храни Францию! Какая еда! Какое вино! Какой крем-брюле на десерт!

23.08 четверг

Что бы мы не планировали, нам портила картину погода. Каждый вечер/ночь везде обещали дождик. Нам хотелось что-то длинное типо траверса Aiguille Vert или маршрута Republique Bananier на Aiguille de la Republique или Dru. Два первых маршрута лезуться в 2 дня и предполагают бивак в середине, на Дрю можно лезть в 1 день простым вариантом, но есть риск словить ночевку. А при такой погоде как-то не хочется под дождем бивачить.

Пока сидим завтракаем в Аржентьере и планируем. Все-таки Аржентьер на много приятнее Шамони, но это мое личное мнение. Шамони для шопинга и культурных развлечений, а Аржентьер для жизни. Что мы и сделали – поехали после завтрака на шопинг и развлечения в Шамони.

Италия. Ref. Pontese. Becco Meridionale

24.08 пятница

Утром выехали в Италию. Зимой на одном из заключительных этапов нашего скитура мы ночевали в прекрасном рефьюже Pontese в Grand Paradiso. Там познакомились с хозяйкой – Марой. Летом в этом районе много скалолазных маршрутов разной степени сложности по граниту. Старт туда идет из известной в скалолазном мире долины Орко. Летом можно подняться на машине до платины на озере Тиличио. От платины всего минут 45 до рефьюжа. Как же приятно у Мары! На ужин суп с чем-то вроде перловки и сыра, жареное мясо в картошкой, салат, тирамиссу. Вино стоит 5 евро пол литра. Чай бесплатно. Воды-хоть залейся. Виды из рефьюжа незабываемые. И народу почти никого. Спать нас положили в 2х местной комнате! Класс! В принципе мы собирались полазит дня 2, а то и 3, как пойдет. Прогноз погоды все время меняется, запланировать что-то заранее сложно. Вот и тут получилось, что вечерний прогноз начал сулить окно хорошей погоды в Шамони на воскресенье, понедельник и вторник. Это то что надо для 2х дневного маршрута на Aiguille Vertе. Решили, что завтра полезем что-то короткое и посмотрим ближе к делу.

25.08 суббота

Встали в 7, что торопиться, раз лезем короткое. Но утром выяснилось, что прогноз в Шамони не врет. Реально окно без дождя на понедельник и вторник, так что быстро возникло решение лезть на Becco Meridionale de la Tribolazione одну из принципиальных и хорошо выраженных вершин района. Лезть решили по самому простому маршруту –  Malvassora. Вообще, кто имеет такие планы, выходят из рефьюжа часиков в 5, а мы только завтракать уселись в 7:30. Но, мы решили, что успеем. Не пропускать же завтрак , на который дают свеже сваренный кофе с молоком и свежеиспеченный хлеб с домашним вареньем и медом. Вышли в 8:00. Тут же потеряли тропу и ломанули по азимуту. За 2 часа подошли к горе. Еще минут за 40 добрались по простым скалам до старта. Маршрут офигенный! Вертикальный, но не сложный. Найти легко. Скалы – приятный гранит. Не жесткий, холодный гранит, о который режешь все пальцы и который вытягивает из тебя все тепло даже в солнечную погоду, а старый теплый гранит с хорошими трещинами нужного размера и хорошими зацепками. До вершины долезли быстро, часа за 3, хотя и не торопились особо. Сначала было солнце и тепло, потом налетела туча и я стала подмерзать. На вершину вылезли в 2 дня. Сфоткались, глянули на другую сторону – а там такая туча собралась вокруг Гран Парадизо! Мы решили не тормозить и подюльферяли вниз, тем более уже начал падать мелкий снежок. Спустились в 4 дюльфера – но это мой вариант дюльфера – те на прямую через нависалово и на всю веревку в 60 м :). Снежок прекратился и стало потеплее. Мы даже решили посидеть и поесть, а не нестись сломя голову. После спуска по легким скалам и сыпухе вышли на нормальную тропу вниз к хижине . Думаю на подъеме наш азимут был точно не медленнее, а может даже и быстрее. В хижине были в 5 вечера. Заказали аж 1 литр красного вина. Опять прекрасный вечер. Народ есть, но немного, человек 20 с нами вместе от силы. Мара опять порадовала ужином – ризотто гратине с сыром на первое, тушеной мясо на косточке с черной фасолью на второе и песочный пирог с грушей на десерт – Италия!

26.08 воскресенье

Выспались! Напились свеже сваренного кофе, наелись вкусного домашнего варенья, и пошли вниз к машине. Приехали в Шамони, погуляли, и занялись сборами. Вечером откровенно холодно, в поселке градусов 8, что пугает. Как там сейчас на вершине?

Шамони-Аржентьер. Aiguille Vertе.

27.08 понедельник

Утром холодина, сели на первый подьемник – после 20 августа он стартует в 8:10. На верхней станции были ближе к 9. По простому ледовому склону дошли до скал. По скалам полезли вверх – не то что бы сложно, но и не 3, как было обещенно. Я Федьке говорила, что явно не наша линия маршрута, но он решил, что будет так. Долезли почти до Petite Aiguille Verte, спустились метров на 60 в сумме (дюльфер метров на 25 и пешком) нашли туры. По торо отсюда надо как-то просочиться к Pointe Farrar (3660 m) по системе полочек. Поверхность на этих полочках – полное г…. – все сыпется, периодами из под ног уходят камни, размером в маленький чемодан. Хорошие скалы остались наверху. Сбоку и сверху прилезли еще люди – связка французов и 2 связки австрияков. Они тоже не особо знали куда идти и с надеждой обратились к нам. Мы уверенно сказали, что идти вперед. Они с сомнением на нас посмотрели, потом посмотрели на чемоданы, которые мы ссыпаем и пошли по своему – французы вверх, австрияки за нами. Мы дошли до тура перед кулуаром. На другой стороне кулуара ничего очевидного нет, туров нет, какого-то логичного продолжения маршрута тоже нет, говенные рассыпающиеся полочки есть, но лезть по ним не хочется. Мы решили что видимо надо чуть-чуть наверх по кулуару и полезли. Австрияки нам не поверили и зависли у последнего тура. Лезли мы по кулуару еще метров 40-50. Периодами попадаются спусковые петли, что радует. Это мы потом поняли, что нечего радоваться следам человека. Если они есть, то ты точно уже не а маршруте. Наверху на хороших скалах встретили французов. По их версии мы на хороших скалах, а значит а маршруте, ибо по г… такой хороший маршрут на Агюй Верт проходить не может. Да и вообще мы почти долезли до Pointe Farrar. Австрияки, которые и так были уже метров на 50 ниже нас, сдюльфернули еще ниже. Короче пролезли мы еще пару веревок по красивому хребту и посмотрели на все это дело  сверху. До Pointe Farrar еще как до луны, а это считай половина маршрута, запланированного нами на сегодня, времени уже 2 дня. Посовещались и решили возвращаться. Французы последовали нашему примеру, австрияки пропали из поля зрения, на маршруте мы их больше не видели, хотя вся скала хорошо просматривается. На обратном пути пролезли через вершину Petite Aiguille Verte (3512 м), спустились по PD маршруту и побежали на подъемник. Опоздали минут на 20, но добрые люди нас подождали и даже пустили без обратного билетика – мы же покупали билет в одну сторону. Вечером сидели за пивом и размышляли, какие же мы идиоты. Надо было не выдрючиваться и не искать хорошие скалы, а бежать по фиговым полочкам и причем быстро. Вообще, еще сказалась усталость. Видимо не отдохнули и не восстановились до конца.

28-29.08 вторник-среда.
Отдыхаем, гуляем по Шамони. На этой неделе стартовал марафон – UTMB (Ultra Trail de Mont Blanc) – весьма знаменательное событие. Весь город взбудоражен.
Наш трейлраннер занял 3 место в гонке – нереально круто. Вообще финиш длинных гонок на UTMB – это очень волнующе. Люди бегут по 10-20 часов и больше. К финишу видно, что многим очень тяжело. Перепад температур тоже ого-го. Тем более эта неделя жарой не баловала. На финише спортсменов очень поддерживают зрители. По крайней мере в 7 утра было полно зрителей на улицах. Уж не знаю как финишировали ночью и кто их поддерживал.

Массив Ecrins. Aiguille du Dibona

30.08 четверг
Выехали в другой горный массив Альп – в Ecrins. Цель – пик Дибона (Aiguille du Dibona) – очень красивый острый пик, на который мы уже пытались залезть года 3 назад. В тот год мы обломались на подъезде. Дорога оказалась перекрыта из-за обвала. Часам к 5 мы добрались до стартовой точки, оставили машину и начали подъем к хижине…. Дорога несложная и красивая, погода – тучи, но дождя нет. К хижине поднялись часа за 2, как раз к ужину. Хижина необычная, по крайней мере я в такой еще не была. Она старая и вся каменная. Обычно старые хижины деревянные, ну а новые уже из современных материалов. В этот день в хижине было человек 30. Дибона одна, а скалолазов много, мы боялись толпы народа на маршруте. Но девочки, хозяйки хижины, за ужином всех расспросили кто куда собирается и как-то разрулили всех. Маршрутов много, выбор есть, скалолазы сами не заинтересованы в толпе на маршруте. В общем, если на какой-то маршрут собирается лезть много народа, всегда есть альтернатива другого маршрута. Правда к вершине они начинают сходиться и там может быть пробка. Мы собирались лезть маршрут .помимо нас на него собиралась еще одна связка. Мы сразу с вечера договорились, что они стартанут минут на 30-40 раньше, тк им после маршрута еще предстояло спуститься вниз и уехать в Прованс. А мы собирались ночевать в хижине.

31.08 пятница
Встали часов в 7, позавтракали и пошли к маршруту. От хижины до маршрута идти минут 5. Подлезли к старту и сразу уперлись в первую связку. Так и лезли дальше, все время вместе. Обгонять их не стали, они оказались приятными ребятами и мы болтали весь маршрут. Лазание приятное, без военщины. Жалко только, что на вершине была туча. Спуск простой. Дюльфер на 50 м и пешком. Вообще маршрут очень понравился. Скалы приятные, виды потрясные.
На следующий день нам надо было уезжать в Женеву и еще это был Федин день рождения. Так что мы не хотели сильно задерживаться. Решили попробовать пролезть сложные длины маршрута , и не долезать до вершины.

1.09 суббота
Федькин день рождения! Дубак жуткий. Я одела все, включая 2 пуховки и подштанники. Других делающих лезть наш маршрут не нашлось. Мы Пролезли 4 сложные длины (6а, 6а, 6а, 6с) , как и планировали, окончательно задубели и довольные пошли вниз.

Summer Alps 2018. Switzerland-France-Italy. Part 1.