Summer Alps 2017. Switzerland-Italy-France

Я уже год пыталась написать этот рассказ, но все никак руки не доходили. Да и писатель из меня еще тот. В добавок, я в Новой Зеландии потеряла тетрадку с заметками об этом походе. …и о Новозеландском тоже… Но все-таки осилила что-то написать. Итак, как мы в горы ходили и на вертолете летали…..

15 июля. Долгожданный отпуск в Альпах. Я как раз прешла на новую работу, Федя вообще работал сразу на 2х работах. По этому мы сделали не очень логичный ход – ушли в отпуск на 4 недели :). К отпуску подготовились в нашем стиле – я болела 2 недели неизвестной болезнью. Так что форма, если быть оптипистичной, была средне боевая. Сборы заняли все утро. Пока перетрясли всю снарягу, пока загрузили машину. Выехали из Женевы только во второй половине дня. Заночевали в районе Фрибурга.

16-18 июля. Salbitschijen.

Планы были – полазить на высоте для разминки и акклиматизации. Для начала решили разведать немецкую часть Швейцарии. Приехали и забросились в Salbithütten (2105 m). Очень приятная хижина. и подход к ней красивый и “вкусный” – много черники.

Выбрали лезть на Salbitschijen (2981 m) по длинному, но простому маршруту – R1 South Ridge, D+ 5с+. Подход к маршруту от хижины занял у нас 1ч 15 мин. Народ был, но разумное количество – все-таки понедельник. Маршрут хоть и не сложный, на первый взгляд, но категорию D, получил не зря. У нас получилось 25 веревок, так как мы пролезли нижнюю часть от маршрута Takala. Возможно часть веревок можно объединить, но мы упирались в связку перед нами. Лезли они медленнее нас, но мы были не настолько быстрыми, чтобы их легко обойти, а мешать им не хотелось. Лезли 10 часов, погода – прекрасная. Спуск довольно очевидный, снега на спуске почти не было – пару небольших снежников. В топо было написано, что на спуске 15 м дюльфера, но мы спустились так. Весь спуск у нас занял примерно 1 ч 30 мин. Пришли как раз к ужину.

Погоду обещали среднюю. У нас был шанс успеть пролезть часть маршрута R2 East Ridge на Salbitschijen. В общем маршрут мы не нашли. Обегали все и не нашли. Решили, что и ладно, в другой раз. Зато прошлись по длинному подвесному мосту. Только успели спуститься к машине, искупаться в речке и купить продуктов, как пошел дождь с градом. Мы переехали на Grimselpass, так как запланировали пролезть красивый гранитный маршрут Motörhead – Eldorado. Для ночевки выбрали ответвление дороги, сразу перед дамбой, которая ведет к хоспису. Там уже приютилась машинка австрийской парочки скалолазов. Вечером ужинали в машине, спасаясь от дождя. Гримзель пасс – настоящая военная точка – все как полагается в Швейцарии.

19 июля. Eldorado.

Motörhead – самый простой маршрут на Eldorado. 500 m гранита сложности TD+/6a+. Больших надежд долезть до конца мы не ставили. Во-первых у меня болели ноги после лазания накануне. Во-вторых маршрут не высох после вчерашнего дождя. Ну и в третьих, сегодня снова обещали дождь во второй половине дня. Решили, что долезем докуда получится. До маршрута шли примерно 1 ч 15 мин. Дорога очень красивая, вокруг озера, кругом цветы, водопады. Парочка австрийцев вышла на 1.5 часа раньше нас. Мы очень удивились, увидев ее в конце первой длины. Пока мы возились под маршрутом они сдюльферяли. Сказали, что сложно и они решили не лезть. Лезть сложно и страшно, страховка кладется не везде. На слабах есть редкие шлямбура. Получилось до половины. Ну и так прекрасно. Останется в планах на будущее. До дождя успели вернуться к машине. Дождь был солидный – с градом.

Мы решили, что вполне нормально размялись и надо бы начинать лазить повыше и посложнее.

22-23 июля. Gross Fusshorn и Aletschhorn

На машине поднялись до поселка Blatten bei Naters. Доехали до самого конца поселка, там есть большая поляна, где можно спокойно заночевать в машине или в палатке. Есть туалет с водой. Красиво. Никто не беспокоит.

Поднялись с помощью подъемника до деревеньки Belalp. Дальше хорошая и красивая тропа до хижины Oberaletschhütte. Шли легко. Хижина приятная.

На следующий день пролезли красивый маршрут по хребру Gross Fusshorn : Arête SW. Лезли быстро и весело. Первую часть пробежали не связываясь, вторую с одновременной страховкой. На вершине нашли флажок кантона Вале/Валис. Спуск местами отмечен красными точками, лучше их не пропустить. На маршруте были одни.

На следующий день собрались на Aletschhorn (4193 м) по маршруту Arête SW. Это классический подъем на Aletschhorn. Погода обещала быть хорошей, вышли рано, часа в 3 утра. Быстро ушли вперед. За нами был еще несколько групп. Путь по леднику и морене отмечен светоотражающими палочками – это очень кстати, так как вокруг бескрайнее море камней, которые натащил ледник. В темноте ничего не понятно. Начался подъем вверх к скалам. Сначала по сыпухе, грязи и льду. Постепенно выбрались к началу скал. Тут еще попадаются светоотражатели. Темно. Начал накрапывать дождь. Скалы мокрые, ничего не видно. Мы решили что проще просто лезть вверх, чем разыскивать дорогу в темноте. Скалы не сложные. Вылезли постепенно к скальному гребню. Дождь прекратился. Дальше путь по морене с большими бульниками до снега. Рассвело, но небо затянуто. Идти не сложно – скачешь с бульника на бульник. Доскакали до снежной части. Там одели кошки и пошли прокладывать тропу. Все остальные не торопились и вежливо ждали, пока мы протропим дорогу. Федя протропил путь по более пологому снегу, как-то обошел все трещины и полез по крутому снегу вверх к скалам . Вокруг мрачно, ветер и снег. В нормальную погоду, наверное по скалам идет что-то похожее на тропу, но у нас все было занесено снегом. После несложных скал снова начался снег. За нами остались 2 группы. Двойка мужиков и большая толпа человек на 8 с гидом. Мужики были быстрее и держались метров 50 за нами. С ними было веселее. Вылезли к вершинным скалам. Дальше метром 300-400 несложных скал. Правда, по нашим условиям они были засыпаны снегом и обледенели, так что некоторые места были довльно неудобны. Страховаться можно за штыри, которые периодически торчат. Очень кстати, в наших условиях – все обледенело, ветер свищет и плохая видимость. Мы лезли с одновременной страховкой, кроме последних 100м. Вылезли на вершину, где-то есть солнце, но мы в облаках пока. За нами вылезли мужики, сфоткали друг друга и подюльферяли вниз. Из-за льда решили просто продюльферять всю верхнюю скальную часть. По хорошей погоде можно и просто спуститься. Наконец до нас дошло солнце!!!! Мужики сильно отстали, а мы торопились вниз. Фотки горы сделали уже на спуске. До хижины еще идти и идти. Когда спустились на морену ледника, стало совсем жарко. А впереди еще 200 м лестниц, чтобы подняться к хижине. В хижине поели супа, попили чая и заторопились вниз. На завтра обещали дождь и не хотелось по мокрости ходить. Устали, но надо было торопиться, очень хотелось успеть на подъемник и проехать последние 800 м . К подъемнику вышли часов в 10 вечера. Уже в ночи спустились к машине. Заночевали на старом месте.

26-27 июля. Grand Paradis
Устроили день отдыха, купания и стирки. Погода в Швейцарии не обещала ничего хорошего, так что мы рванули в Италию. Мысль была пролезть ледовый маршрут по северной стене Гран Парадизо (4061 m) Grand Paradis : Face N – Voie Bertolone. Поехали через перевал Гранд Сан Бернард, посмотрели сенбернаров. Раньше щенков выпускали играть на травку, прикольно было. На сейчас все щенки были внизу в Мартини, так что посмотрели на больших собак. Классно, но щенки прикольнее. Заночевали на подъезде к заповеднику Гран Парадизо. На следующий день подъехали к началу трека. Федя себя чувствовал как-то фигово и маялся животом, так что часов до 2 дня мы проспали в машине в непосредственной близости к сортиру. От поселка Pont поднялись до хижина Chabod. Народу дофига. Классический путь на Гран Парадизо простой и красивый – желающих много. Вечером покормили макаронами с мясом на первое и просто мясом на второе. Люблю Италию! Желающих лезть по северной стене было не много, но были. Мы немного заплутали на старте, подошли не оптимально и потеряли на этом минут 30-40. Пролезли бергшрунд. Перед нами выше метров на 100 уже лезла связка. Мы лезли сначала одновременно с короткой веревкой. На второй половине маршрута стало покруче и стали лезть с одновременной страховкой, но крутили бур каждые 25м (веревка у нас 50м). Лезлось легко, верхнюю связку постепенно начали догонять. Ниже нас тоже было 2 связки, но далеко. Поверхность – плотный снег и лед, самое оно, и не очень устаешь и страхуешься надежно. Вылезли на снежный гребень, по которому до вершины уже совсем мало. Пока лезли по стене было хорошо, а на гребне поднялся сильный ветер. Оттраверсили вершину, попили чаю и начали спускаться вниз, пока не развезло все в конец. Спуск по классическому маршруту – легко и быстро. В хижине отдохнули, просушили барахло и пошли вниз к машине. Маршрут очень понравился. Забегая вперед скажу, что когда мы следующей весной оказались в Шаботе, то стена выглядела как монолит плотного льда.

На обратном пути заехали погулять в Аосту. Оказался очень приятный город. Наелись пиццы.

4-5 августа. Weisshorn

Попытка зайти на Weisshorn с запада. Weisshorn меня всегда привлекал. Красивый, ярко выраженный пик, высокий и сложный. Самые простые маршруты на него AD+. Причем долгие. Мы решили попробовать траверснуть гору с востока на запад – подняться со стороны поселка Зинал (Zinal), переночевать в хижине Tracuit, затем на вершину по западному хребту. Спуститься по восточному хребту в сторону Weisshornhütte и потом в Ранду (Randa).
Приехали в Ранду. Там довольно уютный кемпинг. Переночевали, постирали барахло. Решили машину оставить на вокзальной парковке (8 фр в день). На общественном транспорте добрались до Зинала. От поселка поднялись в хижину Тракуит. Это уже современная, обновленная хижина – большая, может вместить много народа, построена из современных материалов, страшная на вид, не особо дружелюбная и дико дорогая. Народу полно. Все идут на Bishorn – один из самых простых 4х тысячников, по этому очень популярный. Всем , кому на Bishorn, вставать часов в 4-5. Мы же решили встать в 2. Вели себя как мышки, но все равно пол хижины подскочило в энтузиазме бежать на гору :). Еле успокоились. Мы вышли – очень тепло!!!! На 3000 м снег не замерз, что ничего хорошего не предвещало. Перед нами вышла еще двойка, мы видели их фонарики. Прошли первый час, вдалеке начали сверкать зарницы. Мы поднимались на Bishorn, а зарницы сверкали все ближе и ярче. Стало жутковато. Идти плохо – снег не замерз, не держит. Когда мы были метров за 100 до вершины мимо нас пробежала двойка вниз. Сказали, что нафиг этот Weisshorn, начинается реальная гроза. Ну это мы и сами видели, что идет гроза и что ого-го какая, так что пульнули вниз за ребятами. Часов в 6 утра были у хижины. Народ как раз вышел и ковырялся вокруг с кошками и веревками. Поглядывали на приближающуюся непогоду, но, видимо думали, что пронесет мимо. Им то что, они и по грозе зайдут на свой Bishorn. Мы в спокойствии и тишине съели второй завтрак. В хижине остались еще какие-то люди, видимо самые умные или самые трусливые. Непогоду мимо не пронесло. Снаружи завывал ветер, хлестал дождь. Постепенно стали возвращаться “восходители”, которых либо смыло, либо сдуло. Мокрые с ног до головы. Мы еще потупили часа 2-3, пока все стихло и отправились вниз. Уже по солнышку. Инверсией вернулись в Ранду к нашей машине.

Weisshorn с севера. Неудача с Вайсхорном с запада нас не остановила. Сил было полно, энтузиазма тоже через край. Решили попробовать зайти на гору с севера по марштуту Weisshorn : Schaligrat (arête SW). Это сложный и долгий маршрут, категории Д. Маршрут идет из бивака Schalijoch biwak. Подход к началу маршрута – это отдельное приключение – долгий траверс L’arête Schalihorn-Schalijoch категории АД на 8-10 часов. Идея была из Церматта зайти в Rothornhütte, переночевать. Оттуда поднятся на Schalihorn , пройти L’arête Schalihorn-Schalijoch и заночевать в Биваке Schalijoch biwak. И оттуда уже по северному хребту подняться на Weisshorn. Спуститься по самому простому восточному хребту в Weisshornhütte, и затем в Ранду.

Rothornhütte мне всегда нравилась, маленькая, приятная, в старом альпийском стиле. Правда в этот раз какие-то идиоты утром орали и мешали спать. Вышли со всеми часов в 4-5 утра. Все идут на Зиналротхорн. Мы – на Schalihorn. Легко и быстро дошли до перевала Oberes Äschjoch. Оттуда по скалам поднялись до вершины Oberes Äschhorn. Надо идти по самому хребту там скалы лучше, и не пытаться пройти ниже. Спустились в большой снежный цирк Hohlichtgletscher. Пересекли его и начали подниматься на Schalihorn. В этот момент заметили, что за нам идет двойка. Откуда она взялась непонятно. Но явно не из хижины, слишком сильный отрыв от нас. Ну мало ли людей в Альпах шляется, хотя эти места уже не самые популярные. Мы поднимались на Schalihorn довольно медленно. Снег не замерзший и его много, местами до середины икры и выше. Тропить тяжело. Двойка постепенно нас догоняла. Реально быстрые ребята. К вершине они нас догнали. Это были гид с клиентом, которых вертолет забросил на перевал Oberes Äschjoch. Позже оказалось, что гид – это один из братьев Антаматтен, а именно Сэм. Они нас обогнали и пошли по хребту. Ну, мы за ними. Приятно быть не в одиночестве на таком маршруте. Маршрут L’arête Schalihorn-Schalijoch не простой и довольно длинный, короче вполне взрослая AD. Скалы хорошие. Мы уже порядком подустали. К биваку пришли на час-полтора позже ребят. Бивак очень уютный, но всего на 8 лежачих мест, 4 наверху и 4 внизу, так что могут быть проблемы, если придет несколько групп. Ребята заняли нижний ярус, а мы комфортно расположились на втором этаже. В биваке есть газ и даже тапки-кроки.

С утра встали, позавтракали, чай-кофе, все как полагается. Вышли, когда стало светло – смысла выходить раньше нет, так как надо сразу лезть и видеть куда. Куда – более-менее понятно. Ребята вышли минут на 20 раньше нас и усвистели вперед на большой скорости. Ну, блин, не даром у них Сэм Антаматтен есть. Мы лезли не быстро и не медленно. Солнышко пригревало, ветерок охлаждал. Короче сильно жарко и холодно не было. По сухим скалам маршурт очень приятен, скалы стабильные, почти везде легко понять куда лезть.  Но если бы они были обледенелыми и лезть пришлось в кошках, было бы сложно!

Первые три четверти хребта лезли весело и быстро, а вот затем Олеся неудачным движением потянула в бедре ногу. Хотя лезть мы после этого смогли, но замедлились очень заметно, и на вершину вышли уже после полудня.  А вот на спуске уже стало совсем плохо — вместо ожидаемого снежного склона, по которому можно было бы сбежать пешком, мы попали на размякший крутой склон, снег не держался и сходил на каждом шаге обнажая ледовую подложку.  Идти стало сложно, а без страховки вообще невозможно, и вкупе с Олесиной больной ногой мы поняли, что спуститься до вечера уже не успеем. Еще и видимость совсем упала – мы попали в тучу, которая зацепилась за вершину.

Что делать? Вызывать спасателей! Попытка раз — телефон спасения в кантоне Vallais – 144. Неудача, телефон не связывается. Попытка два — REGA, телефон 1414 — ура, ответили! Дальше произошел следующий удивительный диалог:

Я: “Нам нужен вертолет, у нас пострадавший”

REGA: “где вы?”

Я: “недалеко от вершины Weisshorn”

REGA: “Это не к нам!” и мгновенно вешает трубку.

Нет, я конечно слышал, что в Цермате REGA не работает, а вертолеты принадлежат Air Zermatt, но такой реакции я не ожидал… Это же все же телефон горной спасательной службы…

Попытка три — опять 144. На этот раз телефон связался, и нас стали спасать. Для начала, мне на телефон прислали SMS, на который мой телефон радостно послал спасателям свои GPS координаты. Правда, успех от этого был не полный — вокруг нас как-раз собралось плотное облако, и хотя прилетевший через 10 минут вертолет мы слышали, но ни мы его, ни они нас увидеть не смогли. Спасатели перезвонили, и сказали, что они высадили вертолетом группу гидов ниже облака, и они идут к нам. Предложили попробовать спускаться навстречу гидам, если мы можем. Мы, надо сказать, к этому времени подуспокоились, и поняли, что неторопливо спускаться можем. Последовательность действий была такая — делаем станцию на бурах, спускаем на веревке Олесю на всю длину, она делает станцию, и Федор идет вниз подстрахованный с нижней станции.  Таким образом мы спустились веревок 5, и тут к нас снизу навстречу прибежали 2 гида. Быстро поняв, кто из нас пострадавший, гиды установили примерно такой-же порядок спуска — первым спускался один гид с Олесей, вторым Федор, затем Федор страхует второго гида, пока первый гид и Олеся спускаются следующую веревку.  Дело пошло быстрее.  Еще через несколько веревок снизу прибежало еще 2 гида, склон стал попроще, и мы еще быстрее пошли вниз.  Как только мы спустились ниже облака, прилетел вертолет!

Вертолет спустил нам веревку, и утащил нас и двух гидов. Оказалось, летать на веревке под вертолетом весело, красиво, и совсем не страшно! Ах, какие виды! Мы правда смутились, и селфи при этом не сделали, а зря!

На веревке вертолет нас доставил к Weisshorn хижине, где мы встретили отдыхающего Сэма Антаматтена.  Вертолет улетел за оставшимися спасателями. Когда он вернулся, нас загрузили уже внутрь вертолета и отвезли в Цермат — успешное спасение!

Да, совсем забыл — один из спасавших нас гидов был как две капли похож на Сэма Антаматтена. И не зря, так как звали его Симон Антаматтен.

В Цермате заехали в больницу, сделали рентген. Оказалось, что разрыва связки нет, просто сильное растяжение.

Поехали отдыхать в кемпинг в Ранде.

7 августа. Aiguille du Midi : Arête des Cosmiques

В общем дня 2 мы отдыхали, сначала наелись сосисок в Цермате, в терапевтических целях , конечно. Потом – эклеров в Шамони. К этому времени ногу стало отпускать и захотелось действовать. Выбрали так, чтобы красиво, несложно и быстро – Aiguille du Midi : Arête des Cosmiques.

Arête des Cosmiques мне всегда хотелось пролезть, но как-то не получалось. Да и народу обычно на маршруте бывает много. Вообще этот маршрут более интересен зимой. Но тут все хорошо сложилось – мы решили, пусто у меня будет такая реабилитация. Стартовали с подъемником часов в 7:30, в 8:30 были наверху. Народу на маршруте собралось действительно много – все-таки культовый маршрут. Нога почти не болела. Так что мы просто всех облезли в параллель. После первого дюльфера идти в параллель стало неудобно, и мы спокойно лезли между двумя связками гидов с клиентами. Они торопились к обеду в Шамони, и клиентов тащили быстро. В общем в 11.30 мы уже вылезли к станции. Пофоткались и поехали вниз есть блины.

8 августа. Aiguille de l’M : Frêtes des Charmoz

Это последний солнечный день в Шамони. Потом обещают дожди везде. Мы решили пролезть по быстренькому хребтовый маршрут Aiguille de l’M : Frêtes des Charmoz и рвануть на море. Марштут простой и не напряжный. Хотя нога болела – подход по курумнику, это вам не лазание АД!

Юг, море! Где же еще лечить травмы, как не на море? Каланки выручалинас всегда – когда везде дождь и мерзко, в каланках солнце, море, тепло, Креветки, мидии и белое вино. Достойное завершение отпуска.