Summer Alps 2018. Switzerland-France-Italy. Part 1.

Alpes Bernoises

Alps 2018. Часть 1. Бернские Альпы – Alpes Bernoises (Bernese Alps).

Wiwannihorn

4.08 суббота

Жара несусветная, выехали поздно. Нам надо было начинать акклиматизироваться. Мы решили пожить на 2500 м и полалить в районе 3000 м. Выбор пал на скалолазные районы в Wiwannihütte. Пока добрались до Ausserberg (1008м) пошел дождик и приятно освежил. От самого паселка до хижины идти долго, часа 4, не меньше. Но можно подняться на машине выше по лесной дороге и запарковаться там (1850м). Выигрыш 850м! Парковка наверху платная, стоит 5 франков 1й день и 3 фр каждый последующий. Заплатить надо внизу в Ausserberg, либо на вокзале в Hotel Bahnhof либо на парковке в автомате. Важно! Оплату проверяют, так что не забываем. Поднялись к хижине Wiwannihütte (2471м) за 1ч15мин, тропа отличная и очень красивая.нашли хорошее место под палатку в 2х шагах от хижины, но нас не видно. В хижине есть вода, но лучшее ее не пить, она стекает со снежника и накапливается в большой луже наверху, там полно баранов и высота не та, чтобы рисковать подхватить какую-то инфекцию. Короче в данном случае воду лучше кипятить. В принципе хижина приятная, маленькая, максимум на 30 человек. Вокруг хижины мноожество разных скальных маршрутов. Но мы решили жить в палатке. Все-таки идти совсем мало, рюкзаки не тяжелые – кошек и прочего барахла нет, даже маршруты пробитые. Ну и денег сэкономить.

5.08 воскресенье

Встали в 6 утра, позавтракали и пошли к маршруту. Мы выбрали классический маршрут на Wiwannihorn (3001m) – Steinadlerroute 5a. На 430м. Под маршрут подошли в 8 часов. Перед нами уже лезли 3 связки, мы их постепенно обогнали и в 11 ч были на вершине. Маршрут простой и приятный, очень хорошо пробит. Это был хороший вариант для меня полидировать, тк обычно на скалах первым лезет Федя. Вторую половину мы пробежали с одновременной страховкой. Спустились к палатке к 12 дня. Целый день отдыхали и загорали.

В 8 вечера, как и обещали, пошел дождь. Строго по расписанию. Сначала мелкий, с небольшими перерывами, потом покрупнее. Ужинали в палатке – тепло, сухо и уютно. В 9 вечера уже влило конкретно. С жуткой грозой. Молнии сверкали совсем рядом. Я подумала, что неплохо что у нас в 30 м от палатки стоит металлический крест – если фиганет, то в него, а не в палатку. Хотя и так приятного мало. Но ничего, как-то пронесло стороной, хоть и совсем рядом. Наша маленькая палатка отлично выдержала бурю – внутри все было совершенно сухо.

6.08 понедельник

Встали в 6. Нам надо было пролезть наш маршрут пораньше, тк во 2й половине дня обещали дождь с грозой. Маршрут Steinbock 6b на Augstkummenhörner

Пролезли за 2 часа. Под маршрутом были в 8:30. На верху – в 10:30. В 11:00 сдюльферяли и в 11:30 были уже у хижины. Быстренько съели оставшийся пакетик растворимого супа, попили чайку , свернули лагерь и побежали вниз к машине.

В поселке купили продуктов – кстати, отличный Соор в Eyholz – большой, с кафе и бесплатной парковкой. Там же поблизости находится кемпинг с термами и прочими SPA, где можно помыться. Нам очень хотелось пролезть маршрут на Eiger – Arête NE, arête Mittellegi, категории D, но места в хижине были только на среду. По погоде получалось, что четверг – не самый удачный день для выхода на гору, тк могут быть грозы. Но делать нечего, забронировали хижину на среду, посмотрим ближе к делу. У нас таким образом образовалось окно во вторник. Решили пульнуть на Гримзель пасс, тк мы и так в часе езды от него. Там отличные длинные и сложные гранитные маршруты. Мы в прошлый раз не долезли один из них – Eldorado, Motörhead.

Встали на ночевку в уже знакомом месте – отворот сразу после поворота на хоспис. Уютно устроились в машине. Погода уже испортилась, так что в машине было очень хорошо, еще и шикарный вид на озеро. Приготовили шикарный ужин – стейк из ягненка.

7.08 вторник.

Проснулись в 6 по будильнику. Мрачно, холодно и ветер завывает. Все тело ноет и ноги болят. Фигу, думаю, не полезу никуда. Так что проспали до 7, зато от души. Поехали завтракать в хоспис – от туда виды лучше. Мы вечером постеснялись там заночевать, все-таки написано большими буквами, что никакого кемпинга. Хотя скалолазный народ там явно спал. И без всяких последствий.

Я отдыхала, а Федя изъявил желание полазить спорт. Поехали в Meiringen, нашли там спортивный скалолазный сектор. Сектор получил от нас название “ввыльный” потому как реально ввалил Федьке :). А мне то что, у меня отдых, море ежевики вокруг, этот год похоже удачный для ежевики. Солнце, тепло, красиво, хорошо. В общем , когда мой муж налазился, мы поехали купаться – Интерлакен в 20и минутах езды, грех не воспользоваться. Все блага цивилизации – озеро, магазин, туалет, кафе и интернет. Прогноз погоды улучшился и в четверг уже было не так ужасно, так что рискнем.

На ночевку встали в 10 км от Гриндельвальда. Опять шикарный ужин с вином, сыром и равиоли с грюерским сыром! А, ну и гроза , конечно! Как же без нее. Вообще погода устойчивая пока – днем жара, вечером – гроза. Предсказуемо.

Eiger и Mönch

8.08 среда

Отлично поспали. Никто нас не тревожил. Ночью лил дождь, но не очень сильный. Позавтракали, собрались и поехали в Гриндельвальд. Запарковались у вокзала за 6 франков в день. Билет до станции Eismeer стоит 39 фр с демитарифом. демитриф -это швейцарский льготный тариф, стоит 165 франков на год и позволяет ездить на общественном транспорте за пол цены. Многие подъемники и даже кораблики входят в общественный транспорт, так что это очень выгодно. Особенно если ехать в район Гриндельвальды, где поезд на перевал Юнгфраю стоит очень дорого, 103 франка в один конец! На станции Eismeer надо идти в самый конец поезда, там дверь – вход в туннель. У меня сил не хватило чтобы открыть эту дверь – такой сильный ветер из туннеля. Перед дверью на полу вбит шлямбур 🙂 – видимо чтобы не сдуло, когда дверь открываешь. Проходишь по туннелю и вылезаешь на скальную полку над ледником. К леднику спускаешься по канату, метров 15 наверное. По снегу доходишь до скал. Первые 40 м по скалам самые сложные, но они пробиты. Мы пролезли с одновременной страховкой. Дальше – проще. Тропа до хижины заняла 2 часа. Хижина Mittellegihütta очень уютная и очень маленькая. Нас всего было 25 человек , мы занимали все пространство хижины. Хозяйка Кай (Kai) молоденькая девочка, которая все это разруливает! Реально респект!

Пообщались с гидами. Все сказали, что Nollen – один из ледовых маршрутов на Mönch, сейчас в плохих условиях и отсоветовали нам его лезть. А жаль, я его уже 2й год хочу пролезть, ну что ж отложим на потом. Местный гид посоветовал остаться ночевать в Monchjochhütte в целях экономии денег на поезд, и пролезть скальный хребет Fieschergrat (Arête nord-ouest) на Gross Fiesherhorn (4049 m). Так и порешили. В хутте места были , так что забукали ее.

9.08 четверг

На утро нас поставили завтракать во вторую очередь – в 5:05 ( 🙂 ) иначе слишком много народа полезет одновременно. Мы вышли в 5:30. Перед нами были 7 связок. Постепенно обогнали 3 из них. Лезем мы быстро, но утром тупим долго перед выходом. Лазание очень комфортное – хорошие сухие скалы, тепло, нет ветра. Повешены страховочные канаты, но большой необходимости в них нет. Федя ими не пользовался, я – тоже старалась за них держаться по минимуму. А вот штыри, которыми крепятся канаты, очень помогают. За них удобно вешать страховку. Мы лезли одновременно. Маршрут категорирован как D, но из-за штырей он не сложный. Даже без штырей скалы не выше категории 3. Если обледенеет будет менее приятно. Перед вершиной мы обогнали еще одну связку. На вершине были в 7:30, те пролезли все за 2 часа! Это очень быстро -по книжке на маршрут отводили 4-5 часов. Потупили чуток на вершине. Мы спускались в сторону Monchjochhütte по южному ребру – маршрут Arête sud категории AD. Это довольно длинный хребет местами с ледяными кусками. Первую часть спуска можно дюльферять. Все так и делали – быстрее получается. Затем хорошие скалы. В книжке на спуск отводилось 5-6 часов. Мы спустились за 3, но у нас были очень хорошие условия и мы очень быстро двигались. А так, маршрут очень даже честная AD. Можно спуститься по маршруту Variant ouest к станции Eigergletscher. Он тоже AD, но менее очевидный, чем наш. Хотя в нем есть плюс – существенно экономишь на цене за билет.

В Monchjochhütte было тепло и тихо. Время отдыха и кайфа после сложного дня. На маршруте познакомились с гидом Гришей. Он француз из Шамони с русскими корнями. Родился в Париже, дед – из России. Мы большую часть спуска шли за ним и помогали ему дюльферять. У него веревка была 30 м и прусик для сдергивания – не самы быстрый вариант, зато легкий по весу. Мы делали так – Гриша прикрепляет веревку восьмеркой к нашему карабину и дюльферяет по 1 веревке на свои 30 м. А я потом просто снимаю его веревку. Так существенно быстрее, даже если веревка длинная, как у нас (50м) – не надо ее протаскивать сквозь кольцо. В самом конце маршрута мы Гришу как-то обогнали, правда не поняли как. В хижине он нас угостил пивом за помощь.

Мы пришли в хижину в 11 с чем-то. В 2 часа дня ливанул дождь и так до самого вечера – то дождь, то снег, то ветер. Очень нам повезло, что быстро прошли маршрут и быстро спустились. Хотя такую погоду совсем не обещали.

В такую мерзкую погоду в хижине было пусто. В общей сложности человек 10-15, это при том, что хижина рассчитана на 120 человек. Для нас – это было очень на руку. Мы отлично отдохнули и выспались в тишине.

10.08 пятница

Ночью навалило снега, часть которого передуло ветром. Непогода бушевала часов до 3 утра, так что никаких ранних выходов. При такой погоде речи не было о Fieschergrat. С вечера у нас был запасной план – траверс Монха . Залезть на Mönch по Arête sud-ouest категории AD- и спуститься по классике – Arête est (bras sud). Встали в 6, вышли в 6:45. Старт маршрута нашли не сразу – немного сбились. Вообще маршрут описан в книжке так, что ничего не совпадает с действительностью. Лезть надо строго по хребту. Если есть соблазн обойти что-то слева или справа, то попадаешь на плохие скалы. В принципе было не холодно, но сильно донимал ветер, который прямо сдувал с хребта. С северной стороны скалы обледенели, но ветер дул слабее. С юга – скалы более сухие, зато сдувает. Солнца почти не видно, все в туче, хотя оно где-то есть. Мы вылезли чуть левее предполагаемого маршрута и прошли наверх по крутому снегу. Дальше до вершины только снег. Никого сегодня на вершине еще не было, даже по классике никто не поднялся – все испугались непогоды. В общем мы пролезли маршрут за 5 часов, что вполне быстро в наших условиях. Маршрут интересный и точно нескучный. Ходят его нечасто, но следы кошек везде есть. Спуск по классике был отвратительный – снег сильно растаял на восточном хребте и плохо держал. На спуске сначала снежный хребет, потом простые скалы. В конце выглянуло долгожданное солнце и открылись шикарные виды. Билет от верхней станции до Гриндельвальда стоит 51.50 фр с демитарифом, это к вопросу спуска с Эйгера по западному склону.

В Гриндельвальде все оказалось затянуто облаками. Нашли на парковке нашу машину без штрафа, что приятно. Мы же не собирались ночевать на верху 2 ночи и заплатили только за 2 дня парковки и 1 ночь. Но нас простили, или не заметили. Думаю что скорее простили, все-таки в таких местах делают некоторую скидку альпинистам, мало ли что может задержать тебя в горах. Мы помылись, накупили продуктов и поехали ночевать в наше , уже облюбованное место, в 10 км ниже Гриндельвальда. Первый вечер без дождя! По такому поводу приготовили стейк с красным вином.

Gällihorn, Fründenhorn, Oeschinenhorn, Blüemlisalphorn

11.08 суббота

Выспались, выпили по 2 порции кофе, полюбовались шикарными видами и поехали в Кандерстег (Kandersteg). Кандерстег – одно из извейстнейших мест в ледолазном мире. Зимой там прекрасно. А вот летом мы там никогда не были. Как городок мне Кандерстег понравился куда больше , чем Гриндельвальд. Он душевнее, туристов больше местных. Все как-то более по-домашнему. Кемпинг 1 на всю деревню. Конечно же в субботу в августе там мест не оказалось. Но хозяин пошел нам на встречу и нашел нам маленькое местечко. Опять шикарный ужин со стейком, вином, красивыми видами и без дождя. Какие же классные местные кемпинги. В 8 вечера уже тишина, в 9 вообще все спят! И никаких тебе песнопений под гитару! Красота! На завтра планы полазить традом что-то недлинное, не больше 10 веревок – у нас все еще отдых. Выбрали лезть на Gällihorn по маршруту NE-Wand (Gälliwändli).

12.08 воскресенье

Встали в 6:30 и рванули на первом автобусе в Sunnbüel. Проезд бесплатный, если живешь в кемпинге. Сам подъемник Sunnbüel стот 18 франков туда-обратно с демитарифом. От подъемника идти в направлении Gällihorn минут 40. Меня удивило отсутствие толп скалолазов, тк маршрут простой и популярный. Маршрут нашли не сразу. Оказалось, что там целая куча разных маршрутов. Но нашли в конце концов. Я почти все лезла первая, в этом и была цель тренировки. Пролезли часа за 2.5-3 примерно. За нами потом подтянулись эти самые толпы скалолазов – видимо приехали на следующем автобусе после нас. Потом еще Федя догнался однодлиновыми маршрутами, а то ему не хватило.

В кемпинге нас переселили на более комфортное место. Соседи из Берна посмотрели на нашу маленькую машину по сравнению с их кемпингкарами и на наше море скалолазного барахла, которое мы вытряхнули из рюкзаков, прониклись интересом и пришли общаться. В результате они подарили нам красивенький новый термос :). Приятно. Мы в ответ выдали свой набор немецких слов, недостаток дополнили французскими. Пообщались в общем.

13.08 понедельник

Сегодня обещали тучи и дождь во второй половине дня. Мы решили рискнуть, и пролезть что-то скальное и не длинное. А именно маршрут в Ueschenen, который называется Baumroute. Дорога до Ueschenen платная, стоит 10 франков. Маршрут нашли не сразу. Потеряли часа полтора. Небо уже затянуло, но мы решили, что если очень быстро полезем, то успеем. Не успели. Нас залило на 4й веревке. Вообще с количеством веревок и оттяжек как-то непонятно. Видно, что маршрут перепробивали. Оттяжек надо явно больше, чем написано в топо. Вокруг полно каких-то еще маршрутов, которые не указаны в нашей книжке, а так же всяких человеческих следов – старые карабины, дюльферные петли и тд. Явно народ пытался найти пути отступления. Мы сдюльферяли, мокрые и замерзшие. Пока дошли до машины дождь кончился. Видели по дороге 2 х саламандр!!!! Я в первый раз в жизни их видела вживую. Сидим в кемпинге, сушимся. Федя еще и успевает как-то работать – по скайпу обсуждает статью, которую они должны подать к пятнице. К вечеру влило не по детски. Прям море воды течет по кемпингу. Даже страшно подумать что на верху в горах. А нам завтра забрасываться в хижину.

14.08 вторник

Всю ночь лил дождь, пол утра тоже. У нас все мокрое еще со вчера – веревка, одежда, обувь и все остальное. И вдруг – ура ! Выглядывает яркое солнце. Мы быстро кинулись все сушить. Через 10 мин снова дождь. Бежим спасать сушащееся барахло и веревку. Потом опять солнце – бежим развешивать недосушеное барахло. Потом дождь. Так прошло утро. Сейчас у нас стадия дождя, так что пьем кофе.

Мы собрались завтра лезть на Fründenhorn. Идти нам до хижины Fründenhornhütte не долго – часа 3 от станции подъемника. Очень не хочется попасть под дождь.

Вышли уже ближе к 4 дня, когда дождь таки прекратился. Поднялись на лыжном подъемнике (10 франков) и пошли. Тропа легкая и очень красивая. В начале напоминает что-то среднее между Карелией и Коста Рикой :). Виды потрясающие. Тропа сначала идет вокруг озера Oeschinensee. Затем забирает наверх и открываются виды на озеро сверху. Вокруг бесчисленные водопады один красивее другого – не даром зимой Кандерстег – это рай для ледолазов. Последние 250 м до хутты мы прошли в туче – влажно и темно. Но в целом дождь нас не замочил.

В Fründenhornhütte (2562 м) мы пришли как раз к ужину. Покормили очень хорошо! Народу было немного и по большей части треккеры, а не альпинисты. Было всего 2 группы альпинистов. Одна шла на Doldenhorn по восточному хребту (маршрут категории TD, на 8-10 часов). Другая – траверс Oeschinenhorn-Bluemlisalp.

У нас были планы пролезть Fründenhorn по юго-западному ребру, спуститься по классике. На следующий день – траверс Oeschinenhorn-Bluemlisalp – поднятся на Oeschinenhorn, траверснуть на Bluemlisalphorn и спуститься в сторону Bluemlisalphütte.

15.08 среда

Наш маршрут – Fründenhorn (3369m) by SW ridge, категории D-

Встали в 4:30, и тупили до 5:45, не очень хотелось выходить в темноте и лезть по мокрым скалам. Поднялись по крутому снегу-льду до перевала. Последние 50м лед уже совсем жесткий. С перевала идут вверх несложные рассыпающиеся скалы. По ним вылезли на хребет.

Хребет тоже слегка рассыпается, но в целом интересный и несложный. В общем , как и написано D-, если скалы сухие. Если лед , будет сложнее. У нас льда не было, только несколько ледяных кусков. Погода – отличная, солнце, нет ветра, тепло. Скала подсыхает. Мы не торопились, все равно одни на маршруте. Но пролезли за 4.5 часа, что достаточно быстро. Книжка обещала 4.5-6 часов. На вершине очень приятно – есть укромное место для обеда и отдыха на солнышке и без ветра.

Вниз спускались по классическому пути – Arête Nord-Ouest (PD+). Сначала снежный склон. Он у нас уже был ледяным, но идти без страховки еще можно. Затем рассыпающиеся скалы. Вообще говоря, в Бернских Альпах все рассыпающееся. Так что я еще много раз это повторю – “рассыпающиеся говноскалы”. В общем спуск – реальная жопа. Все время теряешь тропу, тк она отмечена для поднимающихся снизу, а сверху ничего не видно. Поверхность – сыпуха на не очень крутых скалах. Надо хорошо знать маршрут, иначе сбиваешься на сыпуху на крутых скалах. Спускались 2.5 часа. Задрались, пару раз заблудились, я навернулась выдрав кусок скалы (Федя удержал). Скалы мокрые, сверху постоянно течет. Несложные, но противные. Зато видимость хорошая! Тут повезло.

Как только пришли в хутту налетело облако. А я то взяла загоральные трусы. Пришлось загорать в пуховке. Ужин опять дали вкусный, хотя по-моему обсчитали нас на кипятке и чае.

16.08 четверг

Встали в 3:30, вышли в 4:30 (тормоза!). Traverse of Oeschinenhorn and Blüemlisalphorn 3657m (AD) – довольно долгий маршрут. Мы прикидывали часов на 12 от Fründenhornhütte до Blüemlisalphütte и еще на спуск в поселок часа 3.

Начало маршрута найти в темноте очень сложно, надо знать или посмотреть заранее. Старт – траверс по наклонным скалам на ледник Untere Oeschinengletscher. На траверсе есть страховочный трос, что очень помогает, особенно если скалы мокрые или обледенелые. Траверсишь ледник и залезаешь на скалы. К этому времени рассвело, что было очень нам кстати, тк сход с ледника не очевиден. Залезание на скалы с ледника – это наверное самое сложное место маршрута. Дальше по сыпухе, рассыпающимся скалам и прочему го…ну поднимаешься с вершинному хребту Oeschinenhorn. Скалы отвратительные, рассыпающиеся, неинтересные, но несложные. Маршрут кое-где отмечен турами, лучше его не терять. Пролезть можно везде, но по маршруту сыпет меньше. Последняя четверть маршрута – скалы получше. Вообще, думаю, что рано по сезону , когда все обледенелое, этот маршрут сложнее, но интереснее. Залезли на Oeschinenhorn (3486м) за 4.5 часа, сфоткались, поели и полезли дальше. Хребет между Oeschinenhorn и Blüemlisalphorn (3657m) рассыпается чуть меньше, но все равно не гуд. Скалы простые. Прошли его за 1.5 час. Те в сумме до вершины Blüemlisalphorn долезли за 6-6.5 часов. Вниз спускались по классическому маршруту на Blüemlisalphorn – Arête Nord-Ouest (Blüemlisalphütte), категории AD. Спуск сначала нормальные скалы, затем уже привычные рассыпающиеся скалы, сыпуха и грязь :). Ледник закрыт, но снег не сильно растаял, так что вполне нормальные условия. Ледник открыт. В хижине были в 14:30, те маршрут занял 10 часов. В принципе как акция “траверс” , это интересно. Длинная, долгая и разнообразная AD с очень красивыми видами на все Бернские Альпы и горы в районе Цермата. Но рассыпающиеся скалы задолбали. В хижине просушили барахло и пошли вниз, хотелось успеть в магазин за вином и сыром. Очень красивая дорога вниз – вообще, эта часть Альп очень красива.

Приятная новость – нас снова не оштрафовали на парковке. Мы уходили в 4 дня и заплатили за 2 суток, считая, что отсчет суток будет с момента оплаты. А оказалось, что в Кандерстеге считают 5 франков в день, те мы оплатили до 23:59 предыдущего дня. Но нас простили. Заночевали в уже привычном кемпинге под канаткой.

Общие комментарии

Бернские Альпы – необычайно красивый район. Я много где была в Альпах, но Бернские Альпы – это что-то особенное. Если хочется посмотреть настоящую Швейцарию, то это сюда, а вовсе не в Цермат, как многие думают. В Гриндельвальде лучше не задерживаться. В самом городе не особенно душевно – толпы туристов иностранцев. Конечно горы прекрасны. Ну и на знаменитом историческом поезде, который проходит внутри Эйгера , прокатится стоит, несмотря на то, что цена у него как космолет. Лучше перед этим прочитать “White spider” или хотя бы посмотреть фильм “Северная стена”. Ну и конечно, купить деми-тариф заранее – в Гриндельвальде на вокзале его купить нельзя. Кандерстег на много красивее и душевнее, чем Гриндельвальд. Он меньше и уютнее, туристов там тоже много, но большей частью местные швейцарцы. Это создает особую атмосферу, даже если вы не говорите на швейцарском немецком диалекте, тютче :). Гулять в районе Кандерстега очень красиво. Хижины тоже приятные несмотря на то, что альпинистов гораздо меньше, чем в Цермате или Шамони. Но скалы разбирающиеся. Есть горы, где на поверхность выходит гранит. Монк, на пример. Но чаще горы этого региона будут сложены из аутохтонных наслоений, те из го…на (я не геолог, сорри). В Швейцарских альпкнижках CAS (club alpine suisse) на первых страницах всегда будет написано из чего сложены горы.

Summer Alps 2018. Switzerland-France-Italy. Part 2.